О проекте  /  ТГП  /  Государство и право  /  Законотворческий процесс: понятие и стадии

Законотворческий процесс: понятие и стадии

Понятие законотворческого процесса

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

Стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

  1. законодательная инициатива;
  2. процесс обсуждения нового законопроекта;
  3. принятие нового закона;
  4. его обнародование.

Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».



Работает на Amiro CMS - Free