О проекте  /  ТГП  /  Государство и право  /  Система права и система законодательства

Система права и система законодательства

Систему законодательства представляют как общую совокупность имеющих силу в определенной стране нормативно-правовых актов.

Есть существенные различия между двумя правовыми явлениями:

1. В системе права отражено внутреннее содержание, а в системе законодательства отражена внешняя форма права.

2. Систему законодательства в большей мере характеризует субъективный характер, потому что законодатель при распределении содержания издаваемых нормативно-правовых актов руководствуется, в первую очередь, удобством пользования. Итак, система права - объективна.

3. Структурным элементом в системе права служит отрасль права, структурным элементом в системе законодательства является, соответственно, отрасль законодательства, в которую входят нормативно-правовые акты, предназначенные для регулирования определенной разновидности общественных отношений.

4. Характер системы права - одноуровневый, представляющий собой совокупность разных отраслей права. Можно двояко рассматривать систему законодательства:

а) горизонтально система законодательства подразделяется на отрасли - это зависит от предмета регулирования. Горизонтальное строение обуславливает предмет правового регулирования — существующие фактически общественные отношения. Если взять в качестве основы данный критерий, то можно выделить те отрасли законодательства, которые соответствуют определенным отраслям системы права;

б) вертикальное деление определяет иерархия нормативно-правовых актов, та юридическая сила, которой они обладают. В России возглавляет данную систему Конституция РФ.

Характер системы - единый. Так как наше государство имеет федеративный характер устройства, система законодательства имеет два разных уровня: законодательство федерального значения и законодательство субъекта РФ.

Согласно статье 65 Конституции и Федеративному договору от 31.03.92 года, в нашей стране нормативно-правовые акты разделяются на три уровня:

  1. федеральное законодательство, куда входят Конституция, основы законодательства, законы федеральные и конституционные, указы, издаваемые Президентом, постановления, исходящие от Правительства, и т.д.;
  2. законодательство субъектов РФ — это конституции входящих в ее состав республик, законы и акты, действующие на территории отдельных субъектов РФ;
  3. законодательство местных органов самоуправления (постановления, решения).

В системе законодательства комплексные образования возникают в зависимости от объекта регулирования. Это, например, транспортное, природоохранное законодательство, акты, определяющие положение какой-либо социальной группы (женщин, молодежи, ветеранов).

5. Кроме внешнего несоответствия с системой права, в системе законодательства есть и содержательные отличия. В законодательство, помимо норм, входят также декларации, призывы, указания на цели или мотивы, которыми руководствуются при издании правовых норм. В систему права вошли исключительно правовые нормы.

Взаимодействие двух систем характеризует, во-первых, то, что основа системы законодательства - это система права. И для каждой определенной отрасли права существует соответствующая отрасль законодательства, но система законодательства имеет большее разнообразие, чем система права. Законодательство имеет намного больше отраслей, чем право. Законодательная отрасль может соответствовать определенному правовому институту, особо стоящей группе вопросов, обладать комплексным, межотраслевым характером.

Итак, системы права и законодательства связаны между собой тесно, но суть этих явлений различна.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free