О проекте  /  Судебная риторика  /  Дисциплина риторика как учебный предмет

Дисциплина риторика как учебный предмет

Дисциплина риторика как учебный предмет

Риторикой (от греческого слова rhetorike, то есть ораторское искусство) называют научную дисциплину, которая изучает закономерности порождения, восприятия, а также передачи качественного текста и хорошей речи.

В прошлом под риторикой обычно понималось ораторское мастерство и его искусство выступать с речью перед публикой. К пониманию данного термина в широком смысле смогли подойти только к средневековью. В наше время при необходимости отличить риторику в широком смысле от техники выступления перед публикой часто используется термин «оратория».

Традиционная риторика (согласно определению Квинтилиана «наука о хорошей речи») часто противопоставлялась как грамматике, то есть «науке о правильной речи», так и поэтике с герменевтикой. Однако, в отличие от той же поэтики в предмет риторики входит только прозаические тексты и прозаическая речь. Кроме этого, риторику также отличал интерес к убедительности самого текста и неопределённо выраженный интерес к другим компонентам его содержания, влияющие на убедительность. Последним риторика отличается от герменевтики.

Основные методологические отличия риторики от иных филологических наук:

· подчинённость описания предмета прикладным задачам;

· ориентация на ценностный фактор в описании предмета.

В литературе Древней Руси можно выделить ряд синонимов с аналогичным ценностным значением, которые обозначали «искусство владения хорошей речью»: красноречие, хитрословие, красноглаголание, доброречие, благоязычие и др. при этом, в указанный период этическая и моральная составляющая была ценностным элементом.

В данном свете риторика становилась искусством приведения к добру, наукой убеждения в хорошем при помощи речи. Данный морально-этический компонент риторики сегодня сохранился в усечённом виде, однако некоторые исследователи предпринимают попытки восстановления этого значения. Также предпринимаются попытки и иного плана, а именно, определения риторики без ценностного аспекта. К примеру, существуют дефиниции риторики как науки о самом порождении высказываний (её нам преподносит А. Авеличев, ссылаясь на труды У. Эко-Дюбуа).

Устранение полностью ценностного аспекта исследования текста и речи приводит к потере специфики риторики на фоне различных филологических дисциплин. При этом, основной задачей филологических наук считается полное описание предмета, которым фактически предполагается его прикладное использование в будущем. Но такое описание ориентировано на потребности речевой практики. Таким образом, довольно важную роль в системе риторических дисциплин имеет так называемая дидактическая (учебная) риторика, то есть, обучение технике качественного текста и речи.



Работает на Amiro CMS - Free