О проекте  /  Судебная риторика  /  Уловки в споре. Приёмы ведения спора.

Уловки в споре. Приёмы ведения спора.

Уловки в споре. Приёмы ведения спора.

Уловкой в споре называется каждый прием при помощи которого хотят затруднить спор для противника и облегчить его для себя.

Одним из самых часто встречаемых видом уловок считается «оттянуть возражение». В том случае, если противник приводит довод на который сложно возразить некоторые нечестные полемисты ставят в ответ вопросы по заданному вопросу, как бы выясняя тем самым его суть. При этом, часто начинают они издалека, с того, что и вовсе может не относиться к материалам дела. После того, как мысль будет сформулирована в голове такие полемисты обрушивают ее на оппонента.

Чаще всего данным «оттягиванием возражения» пользуются для того, чтобы скрыть от противника своё нервное напряжение и не показать своей слабины.

Но нужно иметь ввиду, что такие полемисты в спорах прибегают не только к этой, но и иным уловкам, маскируя их аргументацией и пр.

Самыми непозволительными грубейшими уловками С. И. Поварнин считает:

  • палочные доводы;
  • довод к городовому;
  • срывание спора;
  • неправильный выход из спора.

Обструкция (срывание спора). Иногда оппонент может быть заинтересован в срыве спора, который ему не по силам. В данном случае часто прибегают к механическим грубым уловкам, перебивая противника, не давая ему высказаться или же показывают то, что они не намерены дальше участвовать в бессмысленном споре.

Довод к городовому. Бывают случаи, когда посредством того, что тезисы противника объявляются неприемлемыми или опасными для общества или государства, оппоненту «закрывают» рот. В таком случае спор прекращается победой, применившего данную хитрость.

Палочные доводы. Часто приводят такой довод, который противник обязан сам принять из-за боязни последствий, в качестве которых может выступать его молчание на какой-либо важный вопрос или поиск нового ответа.

В этом искусстве полемики есть три основных аспекта, которые и определяют исход: язык, психология и логика.

Первое особенно важно, так как все доносится, выступает и выражается до слушателей при помощи речи. Обычно ищутся такие языковые конструкции, которые действовали бы на слушателя, направляя его в желательном направлении.

  1. Самым эффективным способом убеждения считается убеждение фактами, но и их нужно правильно подать. Ведь об одних и тех же вещах можно рассказать с разных точек зрения, раскрывая те или иные понятия. Всё зависит от того, какие именно языковые средства мы отбираем и какие приёмы речи применяем.
  2. В некоторых случаях при отсутствии фактов для убеждения сводят всё к абсурду.
  3. Сократический способ – задают такие вопросы, которые автоматически ставят оппонента в положение положительного ответа до тех пор, пока запутавшийся оппонент не согласиться с противником в важном вопросе, который он оспаривал до этой минуты.
  4. Также в полемике очень важна «энергетика речи» - ее тональная и экспрессивная вариативность. При помощи различных риторических уловок можно задействовать в действие наше ощущение. И чем они чувствительнее, тем громче в нас начинают говорить наши эмоции, формируя различные переживания. Без них мы как бы глухи к обращённым к нам словам. При этом необходимо вызвать не просто чувство, но настоящую бурю эмоций, сбив тем самым противника с хода мыслей.

Данные психологические уловки довольно разнообразны по своей сути и основываются на хорошем знании слабости человеческой натуры. В них проявляется неуважительное и грубое отношение к оппоненту. К примеру, к ним относят:

  • «Подмазывание аргумента» - уловка, которая основана на самолюбии. При этом слабый довод который легко компрометируется оспаривается с жёсткой критикой того кто его предъявил;
  • Ставка на ложных стыд;
  • Выведение из равновесия;
  • Вызвать недоверие к словам противника;
  • Стремление прервать речь оппонента;
  • Стремление выставить его в плохом свете и пр.

Логические уловки принято также называть софизмами. Это преднамеренные ошибки в доказательстве. Необходимо помнить, что ошибка и софизм отличаются друг от друга тем, что ошибка – не намерена, а софизм – намерен. Поэтому на каждую ошибку, как правило, находится придуман свой софизм.

Увод разговора в сторону. Заключается в переводе спора на противоречия между делом и словом. Оставить в стороне тезис, уйдя от его обсуждения можно и при помощи такого софизма – перевод спора на противоречия между делом и словом, образом жизни и взглядами оппонента.

Таким образом, показав несоответствие тезиса оппонента можно поставить противника в неудобное для него положение и свести весь спор на нет.

Перевод вопроса на точку зрения вреда или пользы. Тут вместо доказательство истины определенного положения выясняется обладает ли оно пользой для оппонента или же нет. Если человек понимает, что такое положение ему выгодно, при этом оно же может иметь плохие последствия для других людей – он с ним соглашается.

Недобросовестные полемисты часто пользуются этим, начиная давить на оппонента и подчеркивать перед ним преимущества собственной позиции. Данные доводы часто называют «карманными». Также иногда стороны в процессе рассуждения могут смещать время действия и совершать некоторую подмену событий во времени. Самым часто используемым в споре считается так называемый «ответ вопросом на вопрос».

Испытывая затруднение в поисках верного ответа или не желая отвечать на вопрос оппонента оппонент может поставить другой встречный вопрос. И если его оппонент начинает отвечать на него – уловка сработала.

Кроме того, такие горе полемисты прибегают часто и к уловке «ответ в кредит». При этом, испытывая сложности в обсуждении проблемы, они могут перенести ответ на будущее, сославшись на большую сложность вопроса.

Умение грамотно распознать все уловки и показать для чего именно они были использованы является одним из главных качеств успешного полемиста.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free