О проекте  /  ТГП  /  Статьи по теории государства и права  /  Экономические функции государства

Экономические функции государства

Одно из немногих положений, признаваемых большинством экономистов, заключается в том, что государство в экономике присутствовало всегда и вряд ли оно может (должно) уйти совсем. Все остальные тезисы носят преимущественно дискуссионный характер. Современная наука пока не дает однозначного четкого определения экономических функций государства (как и определения многих других базовых экономических понятий). Соответственно существует множественность подходов и определений этого феномена различными исследователями и разными научными дисциплинами. Например, в отечественной литературе можно встретить следующие определения. Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет определенный институт по отношению к целому; деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция любой системы, в т.ч. и государства, представляет собой смысл ее существования, назначения и необходимость, задается внешней и внутренней средой. По мнению, главная функция государства – обеспечение безопасности жизнедеятельности (сохранение и развитие) сложно структурированного общества). А позиция заключается в том, что основная функция государства – это защита индивида, его прав и свобод. Еще большим разнообразием отличаются взгляды на набор и объем функций, которые признаются за государством в экономике. В работах разных российских авторов количество экономических функций государства варьируется от 3 до 12. Принципиально различный подход к функциям государства в экономике разделяет современное экономическое сообщество на два противоположных лагеря – либералов и дирижистов.

Либеральный «минимум» – это обеспечение законности и правопорядка («функция ночного сторожа»), оборона и защита от внешних угроз; макроэкономическая стабильность (борьба с инфляцией и обеспечение устойчивости национальной валюты). По мере необходимости еще – проведение реформ и формирование необходимых институтов. Оказание публичных услуг (образование и здравоохранение) и социальные гарантии, обеспечение экологической безопасности – это функции социального государства, либералы соглашаются на их минимум, сторонники патернализма и дирижизма – на их увеличение. Проведение промышленной (структурной) политики, предупреждение или устранение «провалов» рынка и государственное предпринимательство – это те функции, выполнение которых либералы не считают прерогативой государства, в отличие от сторонников политики дирижизма и патернализма.

Все эти разногласия, во-первых, являются следствием несовершенства собственно экономической теории. Недостаточный учет в экономических построениях достижений других научных дисциплин (теории организации, теории управления, теории систем) по отношению к государству приводит к тому, что количество его функций (в том числе экономических) может увеличиваться до бесконечности, т.к. отсутствуют четкие критерии их выделения. Происходит определенное смешение причин, функций, задач и направлений деятельности государства; проявляется разный уровень абстрагирования или, наоборот, конкретизации проблем и т.д.

Во-вторых, в различных подходах к экономическим функциям государства находит свое отражение различная общественная практика и конкретные исторические условия. «В жизни складываются обстоятельства, объективно обусловливающие выполнение государством разных наборов функций и варьирование их объемами. Иной раз повышение его роли необходимо и дает положительные результаты. Но все функции государства имеют свою цену: чтобы их выполнять, нужны средства, которые изымаются у агентов экономики посредством налогов или иным образом».

Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных и групповых) интересов, является принципиальным моментом государственной политики. А так как государство – это не просто институт (организация), но и определенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высока доля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических, философских и теоретических подходов.

Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельности и функций государства на экономические, социальные, политические и т.д. носит условный характер. В реальности между ними нет четких границ – наоборот, все они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений (осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической и т.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектами в других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут превосходить результаты прямого влияния. Таким образом, выполнение «чисто» экономических функций государства в принципе невозможно. Осознанно или нет, всегда имеет место комплексное воздействие государства на жизнь общества.

Для выполнения возложенных на него функций государство нуждается в немалых материальных ресурсах, поскольку его жизнеспособность, эффективность и военно-политическое могущество мало чего стоят без соответствующей экономической базы. Традиционно роль (объем) государства в экономике измеряется отношением государственных расходов к ВВП, а также величиной государственного сектора в экономике. Однако не следует забывать, что эти способы не являются совершенными. Далеко не все функции государства в экономике прямо или полностью отражаются в расходах госбюджета (например, валютно-денежное регулирование; результаты нормативно-законодательной деятельности). Кроме того, отечественная статистика вызывает много нареканий. Соответственно анализ функций государства в России на основе бюджетных данных дает заниженные и приблизительные результаты, которые позволяют говорить только о каких-то тенденциях.

Из статьи М. А. Положихина "Экономические функции государства: отечественные теории и практика"


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free