О проекте  /  Проблемы ТГП  /  Проблемы ТГП - лекции  /  Теория разделения властей в государстве

Теория разделения властей в государстве

Идеи необходимости разделения власти высказывались уже в глубокой древности (Платон). Однако на уровень теории идеи разделения властей оформились уже в буржуазный период в работах Джона Локка и Монтескьё.

Джон Локк предложил для обеспечения законности и устранения злоупотребления властью разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Верховной властью признавалась законодательная, органы должны сдерживать друг друга. Позднее эту идею развил французский мыслитель Шарль Монтескьё. Монтескьё утверждал, что недостаточно лишь разделить власть на самостоятельные ветви, необходимо создать систему сдержек и противовесов во избежание произвола власти.

В России данную теорию поддерживали в 18 в. ученые Десницкий и Щербатов, она была впоследствии одобрена декабристами, Сперанским, Герценом, Огаревым, Кистяковским. Концепция разделения властей, появившаяся в противовес абсолютной монархии и сосредоточению всей полноты власти в руках одного лица или органа, сыграла большую роль в определении современных форм правления и стала важнейшей чертой механизма современных государств (США и др.).

В современном варианте разделение властей осуществляется на ветви:

1) законодательная

2) исполнительная

3) судебная

4) независимая (контрольная) – Счетная палата, прокуратора (4-я ветвь – изобретение Круглова)

Кроме того, осуществляется разделение по уровням (федеральный и субъектов федерации)

Сырых: История государства знает три способа согласования элементов гос.механизма: А) сосредоточение власти в руках одного лица Б) разделение на законодательную, исполнительную, судебную 3) демократический централизм

Сырых в системе сдержек и противовесов видит два порока:

1) деятельность гос.органов без опоры на слои населения

2) неспособность парламента влиять на процесс исполнения законов

Таким образом, учение о разделении властей ставит вопрос о разграничений государственных функций между различными ветвями власти и предполагает наличие у них взаимосдерживающих полномочий (возможность роспуска законодательного органа, отставки правительства, отстранения Президента). Данная теория является прогрессивной с точки зрения обеспечения эффективного управления и была воспринята большинством современных цивилизованных государств. В настоящее время соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков и критериев правового государства.

Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free