О проекте  /  Проблемы ТГП  /  Проблемы ТГП - лекции  /  Форма государственного устройства как элемент формы государства

Форма государственного устройства как элемент формы государства

Форма гос. устройства – это такой элемент формы государства (наряду с формой правлении и политическим режимом), который характеризует территориальную организацию власти, правовое положение частей территории, соотношение государства в целом с территориальными единицами.

Как и форма правления, территориальное устройство государства уходит корнями в глубокую древность. Уже древневосточные деспотии делились на провинции, города, завоеванные территории и т.д.

В современный период выделяют две основные формы гос.устройства – унитарное государство и федерацию.

Унитарное государство (лет - единство). Пример унитарных государств – Франция, Италия, Норвегия, Япония, Египет и др.

- форма правления в виде единого государства, части которого являются административно-территориальными единицами, но не являются государственными образованиями.

Политическая самостоятельность частей: нет, хотя полномочия в области социальной, культурной и др.деятельность могут быть широкими.

Государственный аппарат: единая структура гос.аппарата на всей территории. Компетенция высших органов полномочиями местных органов не ограничена.

Гражданство: единое. Собственного гражданства у административно-территориальных единиц нет.

Судебная система: единая. Судебные органы – звенья единой централизованной системы.

Законодательная система: единая. акты местных органов ностя сугубо подчиненный характер.

Налоговая система: одноуровневая. Все налоги поступают в центр.

Денежная система: единая

Виды: Унитарные государства могут быть централизованными (сильное подчинение центру) и децентрализованными (подчинение не носит абсолютного характера).

Федерация

- форма правления, которая предполагает выделение в рамках государства самостоятельных частей, являющихся государственными образованиями. Федерация – это сложное государство, союзное государство.

Политическая самостоятельность частей: есть частичная, ограниченная федеральным регулированием.

Государственный аппарат: существуют уровни: федеральный и субъектов федерации. Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру.

Гражданство: возможно двойное. Некоторые субъекты (в РФ - республики) вправе устанавливать свое гражданство (однако правовых последствий гражданство в субъекте для человека не влечет)

Судебная система: наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды, образованные в соответствии с федеральными принципами судоустройства и судопроизводства.

Законодательная система: у субъектов федерации существует своя законодательная система, имеется право принятия собственной конституции (устава). Установлен принцип иерархии: законы и иные НПА субъектов не должны противоречить федеральным. Для субъектов могут быть установлены свои предметы ведения, в которых их акты будут иметь приоритет перед федеральными. Как правило, различают предметы ведения Федерации, субъектов федерации и совместного ведения.

Налоговая система: не является одноуровневой. В субъектах могут устанавливаться свои налоги.

Виды: Субъекты образуются по национальному принципу (например, в Чехословакии, Югославии) или по территориальному (например, США, Германия), либо по национально-территориальному (РФ).

Зачастую в качестве форму государственного устройства выделяют конфедерацию. Однако это спорное утверждение, поскольку конфедерация – это не государство, а союз нескольких государств, создаваемый временно для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Конфедерация в дальнейшем преобразовывается, как правило, в федерацию (например, Швейцария) либо распадается


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free