/ / / Форма государственного устройства как элемент формы государства
Форма государственного устройства как элемент формы государства
Форма
гос. устройства – это такой элемент формы государства (наряду с формой правлении
и политическим режимом), который характеризует территориальную организацию
власти, правовое положение частей территории, соотношение государства в целом с
территориальными единицами.
Как
и форма правления, территориальное устройство государства уходит корнями в
глубокую древность. Уже древневосточные деспотии делились на провинции, города,
завоеванные территории и т.д.
В
современный период выделяют две основные формы гос.устройства – унитарное
государство и федерацию.
Унитарное
государство (лет - единство). Пример
унитарных государств – Франция, Италия, Норвегия, Япония, Египет и др.
- форма
правления в виде единого государства, части которого являются
административно-территориальными единицами, но не являются государственными
образованиями.
Политическая самостоятельность частей: нет, хотя полномочия в области социальной,
культурной и др.деятельность могут быть широкими.
Государственный аппарат: единая структура гос.аппарата на всей территории.
Компетенция высших органов полномочиями местных органов не ограничена.
Гражданство: единое. Собственного гражданства у
административно-территориальных единиц нет.
Судебная система: единая. Судебные органы – звенья единой
централизованной системы.
Законодательная система: единая. акты местных органов ностя сугубо подчиненный
характер.
Налоговая система: одноуровневая. Все налоги поступают в центр.
Денежная система: единая
Виды:
Унитарные государства могут быть централизованными (сильное подчинение центру)
и децентрализованными (подчинение не носит абсолютного характера).
Федерация
-
форма правления, которая предполагает выделение в рамках государства
самостоятельных частей, являющихся государственными образованиями. Федерация –
это сложное государство, союзное государство.
Политическая самостоятельность частей: есть частичная, ограниченная федеральным
регулированием.
Государственный аппарат: существуют уровни: федеральный и субъектов федерации.
Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру.
Гражданство: возможно двойное. Некоторые субъекты (в РФ -
республики) вправе устанавливать свое гражданство (однако правовых последствий
гражданство в субъекте для человека не влечет)
Судебная система: наряду с федеральной судебной системой субъекты
федерации могут иметь собственные суды, образованные в соответствии с
федеральными принципами судоустройства и судопроизводства.
Законодательная система: у субъектов федерации существует своя законодательная
система, имеется право принятия собственной конституции (устава). Установлен
принцип иерархии: законы и иные НПА субъектов не должны противоречить
федеральным. Для субъектов могут быть установлены свои предметы ведения, в
которых их акты будут иметь приоритет перед федеральными. Как правило,
различают предметы ведения Федерации, субъектов федерации и совместного
ведения.
Налоговая система: не является одноуровневой. В субъектах могут
устанавливаться свои налоги.
Виды:
Субъекты образуются по национальному принципу (например, в Чехословакии,
Югославии) или по территориальному (например, США, Германия), либо по
национально-территориальному (РФ).
Зачастую
в качестве форму государственного устройства выделяют конфедерацию. Однако это спорное утверждение, поскольку
конфедерация – это не государство, а союз нескольких государств, создаваемый
временно для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).
Конфедерация в дальнейшем преобразовывается, как правило, в федерацию
(например, Швейцария) либо распадается
|