/ / / Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
Сравнительное
правоведение как наука и учебная дисциплина.
Сравнительное правоведение является в некотором смысле
структурированной концептуально-понятийной системой правовых знаний,
систематизированных, а также связанных друг с другом представлений о главных
современных правовых системах, а также теории использования сравнительного
метода как в практико-прикладном, так и в научно-познавательном аспекте.
При этом, сравнительное правоведение имеет не столько
временное, хронологическое, сколько пространственное измерение. Данный факт
обусловлен тем, что его фактическое развитие происходит (и происходило) в
границах чётко ограниченных друг от друга исторических и культурных регионов, и
одновременно в практических условиях расширения географии существующей сегодня
юридической компаративистики.
Подобные ранние компаративистские концепции по отношению к
сегодняшнему сравнительному правоведению, прежде всего, выступают в качестве
исторической ценности доктрин и понятий, её языка и структуры. Рассматриваемая
нами теория сравнительного правоведения является той же актуальной правовой
теорией, однако, взятой с точки зрения её развития и генезиса.
Таким образом, история сравнительного правоведения играет
роль не только фактической памяти, но и является некой методологической
лабораторией сегодняшней юридической компаративистики.
При этом, присутствие в рассматриваемом правоведении вместе
с преходящим знанием и преходящей проблематикой специального ядра постоянных
проблем, а также соответствующего им стабильного научного языка позволяет
обеспечить не только преемственность и устойчивость его категориального
аппарата, но и существующий статус развивающейся и самостоятельной отрасли
юридического знания.
Как правило, в качестве критериев для самого определения
характера СП как самостоятельной утверждающейся отрасли правового научного
знания следует принимать такие факторы:
·
Формирование международных и национальных
направлений, школ, а также исследовательских центров.
·
Формирование системы подготовки определённых
специалистов – компаративистов в научных центрах и факультетах университетов, а
также издание учебных пособий и программ.
·
Издание определённой периодической литературы с
методологическими постоянными разделами, которые были бы посвящены
сравнительному правоведению.
·
Появление обзорных и систематизирующих работ,
включая хрестоматии, ретроспективную библиографию, а также проведение
двусторонних и международных конференций и коллоквиумов по насущным проблемам.
·
Интенсивный рост научных публикаций и
сравнительно-правовых исследований.
|