/ / / Правовые системы Дальнего Востока
Правовые системы Дальнего Востока
Правовые системы
Дальнего Востока
Индийская и китайская цивилизации смогли оказать
существенное влияние на иные дальневосточные цивилизации. Легизм, конфуцианство
и даосизм оказали огромное влияние на правопонимание в Китае, которое
впоследствии составило после основу дальневосточного права. При этом, даосизм
проповедует недеяние. Конфуцианство при этом отрицает принцип недеяния,
выступая диаметрально противоположно даосизму: божественный путь (он же «дао»)
или же тиан дао не могут управлять миром человека, поэтому были сформированы
обычаи – правила (ли), которые бы имитировали природные законы. Согласно
устоявшейся традиции, отношения в обществе являются частью природного порядка.
Довольно малое значение придаётся разрешению споров в судах.
Конфуцианство являлось основой государственной китайской
идеологии до событий 1911 года (революция). Правила нравственного поведения
(ли) были неустойчивыми. Вся их суть зависела от статуса человека к которому
они должны были применяться (его положение в государстве, клане, семье и пр.).
Согласно конфуцианству, гражданин, который считал, что к нему кто то пренебрёг
«ли» обязан стремиться к беспристрастному решению сложившейся ситуации при
помощи свободного спокойного обсуждения, но не настаивать на собственных
правах, апеллируя в суде.
Легисты утверждали, что каждый человек по своей сущности
является эгоистом, который стремиться к достижению собственных корыстных целей
и по этой причине он обязан получать строгое наказание, согласно законодательству.
Кроме того, они полагали, что человеческая общественная жизнь обязана
регулироваться позитивным правом, а законы должны быть известны каждому и иметь
чёткий смысл.
Самый древний кодекс, который дошёл к нам династии Тан,
датируемый седьмым веком содержит нормы административного и уголовного права. В
сфере ЧП были сформированы так называемые формы внесудебного решения
конфликтов. В китайских императорских судах разбиралась малая часть дел из
сферы ЧП.
В границах данной модели субъективное право вовсе
нежелательно в качестве источника столкновения интересов. Конфуций говорил, что
каждый раз вынося решение по некоторому вопросу, я не веду себя как всякий
другой, предпочитая предотвращение спорных вопросов.
Китайские представления об окружающем мире побуждали их
презирать право.
По различным причинам как даосисты, так и легисты выступают
против использования определённых традиций для сохранения порядка в обществе.
Даосисты выступают против традиций и права, в общем. Легистами же отстаивается
господство позитивного права до формирования утопического общества недеяния,
однако даже для них само по себе право не является добром, оставаясь в их
понимании неизбежным злом.
Основной вопрос спора не в том, чтобы решить в пользу чьих
то доводов, но в том, чтобы стороны поняли в чём именно состоит их долг в деле
фактического покоя, который был ими нарушен. По этой причине нужно говорить не
о неприемлемости процессуальной техники правовой защиты.
Дальневосточная
правовая концепция, как правило, имеет воспитательный характер. Даже легистами
рассматривалось позитивное право в качестве средства обучения людей для
поддержания принципа их недеяния.
Только в конце девятнадцатого века происходят постепенные
перемены. Начиная с 1850 года Китаем подписываются «неравные договоры» с
Японией, Россией, Германией, Францией и Англией. Уже в 1926-1928 годах во время
когда армия с Чан Кайши сумела освободить Китай начался процесс кодификации
общего частного права на основе швейцарского и германского права.
|