О проекте  /  Сравнительное право  /  Лекции по сравнительному правоведению  /  Правовые системы Дальнего Востока

Правовые системы Дальнего Востока

Правовые системы Дальнего Востока

Индийская и китайская цивилизации смогли оказать существенное влияние на иные дальневосточные цивилизации. Легизм, конфуцианство и даосизм оказали огромное влияние на правопонимание в Китае, которое впоследствии составило после основу дальневосточного права. При этом, даосизм проповедует недеяние. Конфуцианство при этом отрицает принцип недеяния, выступая диаметрально противоположно даосизму: божественный путь (он же «дао») или же тиан дао не могут управлять миром человека, поэтому были сформированы обычаи – правила (ли), которые бы имитировали природные законы. Согласно устоявшейся традиции, отношения в обществе являются частью природного порядка. Довольно малое значение придаётся разрешению споров в судах.

Конфуцианство являлось основой государственной китайской идеологии до событий 1911 года (революция). Правила нравственного поведения (ли) были неустойчивыми. Вся их суть зависела от статуса человека к которому они должны были применяться (его положение в государстве, клане, семье и пр.). Согласно конфуцианству, гражданин, который считал, что к нему кто то пренебрёг «ли» обязан стремиться к беспристрастному решению сложившейся ситуации при помощи свободного спокойного обсуждения, но не настаивать на собственных правах, апеллируя в суде.

Легисты утверждали, что каждый человек по своей сущности является эгоистом, который стремиться к достижению собственных корыстных целей и по этой причине он обязан получать строгое наказание, согласно законодательству. Кроме того, они полагали, что человеческая общественная жизнь обязана регулироваться позитивным правом, а законы должны быть известны каждому и иметь чёткий смысл.

Самый древний кодекс, который дошёл к нам династии Тан, датируемый седьмым веком содержит нормы административного и уголовного права. В сфере ЧП были сформированы так называемые формы внесудебного решения конфликтов. В китайских императорских судах разбиралась малая часть дел из сферы ЧП.

В границах данной модели субъективное право вовсе нежелательно в качестве источника столкновения интересов. Конфуций говорил, что каждый раз вынося решение по некоторому вопросу, я не веду себя как всякий другой, предпочитая предотвращение спорных вопросов.

Китайские представления об окружающем мире побуждали их презирать право.

По различным причинам как даосисты, так и легисты выступают против использования определённых традиций для сохранения порядка в обществе. Даосисты выступают против традиций и права, в общем. Легистами же отстаивается господство позитивного права до формирования утопического общества недеяния, однако даже для них само по себе право не является добром, оставаясь в их понимании неизбежным злом.

Основной вопрос спора не в том, чтобы решить в пользу чьих то доводов, но в том, чтобы стороны поняли в чём именно состоит их долг в деле фактического покоя, который был ими нарушен. По этой причине нужно говорить не о неприемлемости процессуальной техники правовой защиты.

Дальневосточная правовая концепция, как правило, имеет воспитательный характер. Даже легистами рассматривалось позитивное право в качестве средства обучения людей для поддержания принципа их недеяния.

Только в конце девятнадцатого века происходят постепенные перемены. Начиная с 1850 года Китаем подписываются «неравные договоры» с Японией, Россией, Германией, Францией и Англией. Уже в 1926-1928 годах во время когда армия с Чан Кайши сумела освободить Китай начался процесс кодификации общего частного права на основе швейцарского и германского права.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free