Мусульманская правовая семья

Мусульманская правовая семья

Мусульманское право в качестве системы норм, которые выражают в религиозной форме в большинстве волю верховной знати и в некоторой степени поддерживаемых и санкционируемых теократическим исламским государством, в собственной основе сформировалось в период раннего средневековья в двенадцатом – десятом веках в Арабском халифате, основываясь на религии – исламе.

При этом, ислам исходит из того, что единое право пришло людям от Аллаха, который однажды озвучил его через своего Пророка Мухаммеда. Данное право дано человечеству единоразово, однако божественное откровение также нуждается в определённом толковании – деятельность факихов (мусульманских юристов) для приспособления его к практическому применению людьми. Оно охватывает большинство сфер общественной жизни, а не только относящиеся к правовой сфере.

Также мусульманское право рассматривается в качестве единой исламской системы нормативного и социального регулирования, включающей как неправовые регуляторы, так и правовые нормы. В первую очередь нравственные и религиозные (также и обычаи). Изучение страны при этом не является частью юридической мусульманской науки.

В состав Шариата входит фикх (права), а также акида (принципы веры). Первый делится на такие части:

· Ибадат, предписывающий обязательства человеку к Аллаху.

· Муамалат, указывающий как мусульманин должен относится к самому себе и себе подобным.

После окончания Второй мировой войны определённые арабские страны начали официально называться исламскими. Так, Конституция Ирана, принятая в 1979 году приняла термин «исламская республика». На сегодняшний день мусульманское право действует от Марокко до Фиджи (Океания). Существуют этнические группы и нации, которые исповедуют ислам в качестве религии, однако при этом не воспринявшие вышеупомянутое исламское право.

В качестве основы юридической мусульманской науки выступает казуистический метод - «маса ил» или «ильм аль фуру». Тут же отсутствует разделение на частное и публичное право (основными отраслями являются семейное, судебное и уголовное право).

На сегодняшний день насчитывается такие школы мусульманского права:

· зейдитская;

· исмаилитская;

· джафаритская.

· ханбалитская;

· шафиитская;

· маликитекая;

· ханифитская.

При этом, каждая из перечисленных школ обладает собственной концепцией и методикой, претендуя на то, чтобы её считали самостоятельной системой мусульманского права.

В понятии романо-германского и позднеримского права источников мусульманского права нет, кроме трудов отдельных учёных-юристов. Судья при рассмотрении любого дела обязан ссылаться на автора, который признан большинством учёных-юристов.

Аш-Шафии сформировал учение о четырёх корнях мусульманского права

· Кияс – аналогии, то есть фактическое применение к новым случаем правил, которые установлены иджмой, сунной или Кораном.

· Иджма, являющаяся согласием, которое было достигнуто мусульманским сообществом по различным вопросам обязанностей правоверного.

· Сунна – собрание хадисов (то есть, преданий) о высказываниях и поступках Пророка Мухаммеда. Она явилась результатом толкования Корана в первые годы после кончины Пророка. Юридические нормы, которые содержит Коран и сунна, мусульманские юристы считают имеющими достоверное божественное происхождение и неизменными в отличие от существующих правил поведения, которые были сформированы на основании иных источников мусульманского права.

· В Коран входят положения, которые касаются нравственности человека, которые носят довольно общий характер, чтобы быть целенаправленными и точными. К примеру, Коран учит мусульман выказывать своё сострадание неимущим и слабым, не давать взятки, заниматься честным предпринимательством, а также в нём указываются некоторые правовые санкции за то, что данные заветы будут нарушены. Правила поведения касаются по большей части проведения молитвенных ритуалов, паломничества и поста. Кроме того, он не содержит общей системы правил, но лишь предлагает решение определённых проблем, которые решал Пророк Мухаммед.

Правовая мусульманская мысль со временем стала довольно догматичной, что способствовало в будущем развитию определённых отраслей вне шариата. Таким образом, Коран не допускал так называемые процентные ссуды, осуждая ростовщичество. Для того чтобы обойти данный запрет была изобретена система «двойной продажи». Хиял (то есть, правовые уловки) позволяли не нарушать судам установившиеся обычаи.

Существовавшие власти Османской империи Маджалла приняли попытку формирования Свода мусульманско-правовых норм в сфере обязательного права и права собственности на основании выводов ханифитской школы.

Наследственное и семейное право не было кодифицировано.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free