Индусское право

Индусское право

Индусское право обязано применяться вне зависимости от местожительства и национальной принадлежности к каждому индусу.

Традиционное индусское право отличается глубокими нравственными и религиозными истоками. Индуизмом признаётся первенствующая роль нравоучений и заповедей для различных каст – то есть, слоёв общества. Решения и обычаи данных каст служат разрешению вопросов и споров.

По существующему сегодня законодательству Индии фактические положения индусского права должны распространяться на буддистов, сикхов и сторонников иных верований.

Общеизвестно, что в основе индуизма лежит учение о перевоплощении души и так называемой карме.

Ранее индусские суды пользовались довольно сложной системой правил, которые определяли, когда смешанный брак должен быть признан действительным, а также какое правовое положение ребёнка, который родился от такого брака до того момента, пока не был принят закон (1949 год) о действительности браков индусов. Согласно данному закону, брак не признаётся недействительным на основании, что стороны ранее исповедовали различные религии или же являлись членами разных каст, сект и подкаст.

По Конституции, принятой в 1950 году были отменены все правила, которые регулировали привлечение к ответственности за практические нарушения самих понятий о кастовой принадлежности. Но сегодняшнего дня таких браков очень мало (особенно, если женщина принадлежит к высшей касте).

При этом, само индусское право не обладает самостоятельностью и является частью индуизма. Некоторые древние произведения литературы Индии, часть из которых можно причислить к юридическим справочникам называются «смрити». После них были дхармасутры, являющиеся первыми книгами по вопросам права, которые детально разьясняли, как должны себя вести члены отдельных каст.

Таким образом, дхармашастры считаются ступенью в развитии правовой нормы, в тот период когда неписанные правовые обычаи сменялись сборниками предписаний, которые были санкционированы властью страны. Само понятие «дхарма» охватывает моральные, религиозные и правовые феномены. Дхармашастры показывают нам довольно высокий уровень развития в индийском обществе правовой культуры, которые сложились в глубокой древности.

Для развития индусского права характерным являлся не процесс секуляризации, но фактическое изменение характера связи с различными религиозными формами, а также перемена в соотношении религиозных и правовых форм. При этом, в качестве связующего звена выступала государственная власть.

В индусском праве есть две основные школы:

· Дайябхата (штаты Ассам и Бенгалия);

· Митакшара (Пакистан и Индии).

При этом, сами обычаи обязаны рассматриваться в качестве источников права. До периода колонизации индусское право опиралось на «смрити», а также иные сборники.

Слиянию английского, мусульманского и индусского общего права способствовал тот факт, что в Индии до этого не было отдельной системы религиозных судов. Каждый спор решался судами общего права. В сфере обязательственного права и права собственности были заменены нормами английского общего права. Прецедентное право соединилось в сложном взаимодействии с нормами мусульманского и индусского права, сформировав «англо-индусское» право.

Таким образом индусское право сумело сохранить своё регулирующее значение (хоть и в ограниченных пределах) до сегодняшнего дня, выступая одним из важных компонентов правовой модели Индии.

Главная причина выживания индусского права таится в его плотной связи с индусскими традиционными институтами (в первую очередь с варно-кастовой системой и общиной), а также очень устойчивыми политическими и социально-экономическими условиями общественной жизни.

В 1956 году в силу вступили три закона:

· Закон об усыновлении, а также о выплате средств на содержание.

· Закон о наследовании.

· Закон об опекунстве и несовершеннолетних.

Этим была проделана большая работа по фактической кодификации индусского права и теперь судьи руководствуются новыми прецедентами и обновлёнными законами.

Индусское современное право применяется при рассмотрении таких вопросов:

· отлучение и кастовое право;

· вопросы общего характера – передача имущества по завещанию или иному документу, операции с беимами, дамбулат;

· общественные семейные вопросы – благотворительные и религиозные пожертвования;

· семейное право – семья из нескольких поколений, а также раздел имущества; усыновление и опекунство; законность детей и пр.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free