Африканская правовая семья

Африканская правовая семья

В результате некоторых особенностей исторического развития право африканских стран, которые обрели национальную независимость в итоге распада колониальной системы, соединяется с религиозным правом на пороге двадцать первого века, а также с обычным правом, всё ещё действующим в широкой сфере существующих общественных отношений.

Английский юрист А. Эллот утверждал, что обычное африканское право не знало никаких юридических произведений. Ведь не существовало ни правовых манускриптов, ни юридических текстов.

Огромные различия между африканскими народами способствовало развитию разнообразия обычного права. Даже те племена, которые населяют соседствующие районы, могут отличаться. На территории одного современного африканского государства могут проживать народы разного лингвистического и этнического происхождения.

В собственном развитии право африканских стран прошло три основных периода:

· Обычное африканское право – право сообществ и групп, но не право индивидов. Существующее право земельной собственности принадлежит определённой социальной группе. В так называемом наследственном праве, как правило, имущество переходит не к индивидам, но к группам и семьям. В безвождевом обществе или при отсутствии какой-либо централизованной власти (к примеру, на территории Кении) споры решались обычно преимущественно при помощи общинных переговоров и арбитража. Когда разногласия возникали внутри одной общины (между соседями), переговоры и арбитраж могли проводить и неофициальные лидеры (к примеру, главы основных родовых линий или семей). Суды второго типа, которые соблюдали юридические формальности, действовали, как правило, в обществах имеющих централизованную систему власти. При этом, обычно данные суды формировали иерархию, согласно с политической иерархией, а также апелляции направлялись к высшим судам от низших судов. Все судебные решения в Африке принимаются базируясь на понятии примирения или же восстановления мира и гармонии.

В судебных африканских процедурах фактор религиозности проявляется в том, что для полного выяснения истины заставляют/заставляли клясться. Также, одно и то же действие может трактоваться как гражданское, так и уголовное в зависимости от определённых обстоятельств, согласно направленности намерений. Ответственность может нести и семья за поступки её члена. ОП признавало также полигамию. Расторжение брака является довольно редким явлением в африканском праве и получить развод очень сложно.

· В девятнадцатом веке бельгийские, португальские, французские и английские колониальные власти стремились внедрить в странах Африки право, которое действовало в её метрополии наравне с судебной системой. В некоторых странах Африки был воспринят принцип прецедента, однако, кроме Ганы он больше нигде не имеет законодательного закрепления. При этом, колонизаторами проводилась политика сохранения африканского производства и той части ОП, которая не вступала в конфликт с их интересами. В итоге сформировалась дуалистическая правовая система. Право метрополий охватывало уголовное, торговое и административное право. Но традиционные сферы: наследственное, семейное право и земледелие оставались в зоне действия ОП.

1. Прямой запрет определённых обычаев, которые были признаны колонизаторами варварскими.

2. Введение законов, отменяющих обычное право.

3. Восприятие европейских норм судьями, ведущими разбирательства в местных судах, используя местные правовые нормы.

4. Отход от национальных традиционных способов урегулирования конфликтов с внедрением судебной системы, которая была сформирована по принципу буржуазного судоустройства.

· Почти без изменений смогли сохраниться бывшие принципы, нормативные акты и законы, которые были привнесены из иных правовых семей, однако интенсивно развивается и правовая национальная система стран Африки. В определённых африканских странах проводились реформы, которые ставили основной целью формирование общей кодификации, а также законодательных норм. Некоторые из них были довольно удачны (например, реформы уголовного права). Дуализм обычного и законодательного права в сферах наследственного и брачно-семейного права не был преодолён. Африканское традиционное право утрачивает (а в определённых случаях – уже утратило) множество своих черт, став в значительной части объектом кодификации и систематизации.

Главными тенденциями являются:

· Правовая многослойность со стремлением к юридическим оригинальным конструкциям, а также методам правовой регламентации.

· Преодоление колониальных наслоений.

· Формирование правовой общетерриториальной системы.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free