О проекте  /  Философия  /  Лекции по философии  /  Религиозная философия средневековья

Религиозная философия средневековья

Крупнейшими представителями западноевропейской средневековой религиозной философии являются Августин Блаженный и Фома Аквинский, каждый из которых внес очень существенный вклад в разработку религиозных проблем связи Бога и человека, в так называемую религиозную антропологию (человековедение).

На рубеже тысячелетий становится преобладающим христианство. Это объединение 2 начал: античной мудрости и иудейской монотеистической религии.

Имеет 3 этапа развития: Апологетика, Патристика(4-7 вв.) и Схоластика(7-13 вв.). Патристика - ранний этап развития христианской философии, период, когда Отцы церкви устанавливали утверждали основные догматы новой религии. Августин Блаженный стремился максимально согласовать христианскую религию с античной философией. Главной задачей человека является познание Бога, но вслед за Платоном полагал, что Бог недоступен непосредственному познанию, поскольку находится за пределами чувственно воспринимаемого мира. Для познания Бога нужно найти среди доступных нашему познанию предметов найти такой, который хоть в какой-то мере является богоподобным. По мнению А. этот предмет- наша душа. И тогда познание Бога будет осуществляться почти напрямую, через душу субъекта познания. Что нужно знать человеку? А:"Бога и собственную душу! И ничего более!". Вслед за Платоном, А. предлагает нам направить наше внимание не на внешний мир, а на наш внутренний. Единственная достоверная реальность для Августина - внутреннее переживание, религиозное чувство. В то время как мир внешних объектов становится допущением, недостоверной гипотезой, в которому мы скорее верим, чем знаем. До него душа понималась в качестве вещи, теперь напротив, исследование психической жизни определяется как путь.

Августинова концепция теодицеи. Он исходит из отсутствия зла на Земле, все зло что есть является относительным. Менее выраженное добро будет пониматься как зло по отношению к более выраженному. Зло - это нехватка добра. Присутствие зла делает мир еще более совершенным. Создавая человека, Бог наделил его даром свободы. Мир в котором есть свобода - более совершенен. Цель человеческой жизни - достижение блага, но путь к благу лежит через волю. Нужно не просто знать, что такое благо, но и необходимо его творить, и любить. Творить добро значит приближаться к Богу, это приближение и значит счастье, следовательно, путь к счастью лежит не через усилие мысли, а через любовь к Богу и волю к совершению добра. Ответственность за зло лежит на человеке, ибо он неверно использовал дарованную ему свободу.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free