/ / / Милетская школа философии
Милетская школа философии
Милетская философская школа
относится к числу школ натурфилософии, т.е. философии природы. Философские
учения представителей милетской школы принято соотносить с наблюдениями за
живой и неживой природой, как основой для построения умозаключений при ответе
на вопрос о первичных элементах мироздания, о системе мироздания (т.е.
космогонии), о взаимодействии человека и природы, человека и богов.
Фалес (милетская школа
философии)
Основоположником милетской
натурфилософской школы называют Фалеса, человека, оставившего своей след не
только в философии, но и во всех областях знания того времени (астрономии,
географии, геометрии, изучении природных явлений). Он первым в истории человечества
сумел предсказать солнечное затмение.
Первичным физическим элементом
природы и человека Фалес считал воду, полагая ее в качестве живой, одушевленной
субстанции. Мирозданье, по мысли Фалеса, является результатом работы Бога,
который присутствует в каждом предмете (пантеизм). Душа человека – бессмертна и
тоже является частью божественного мирозданья. Через свою душу человек
сливается воедино с природой.
Анаксимандр (милетская школа
философии)
Последователь и ученик Фалеса
Анаксимандр выдвинул свое учение об апейроне – некоем сверхприродном начале
всего мирозданья, всего процесса возникновения и развития мира, от которого
отделяются первичные и противоположные друг другу элементы всей живой и неживой
природы (земля, вода, воздух, огонь), складывающие собой мир.
Анаксимен (милетская школа
философии)
К милетской школе натурфилософии
принадлежит также Анаксимен, полагавший первичным элементом всего мирозданья
воздух, сгущения и разряжения которого образуют все предметы живой и неживой
природы. Причем, воздух Анаксимена – божественен, он не является просто
атмосферой, но исключительно активен. Он – начало и душа всего мира, его
дыхание.
|