/ / / Криминологическая характеристика преступлений в сфере транспорта
Криминологическая характеристика преступлений в сфере транспорта
Криминологическая
характеристика автотранспортных преступлений.
Само понятие автотранспортные преступление включает в себя
несколько отдельных составов преступлений:
1.
нарушение «извне» (ремонтником, погонщиком,
велосипедистом, пешеходом и пр.) правил, которые обеспечивают безопасную работу
автотранспорта;
2.
недоброкачественный выпуск в эксплуатацию или
ремонт транспортных средств;
3.
нарушение правил ДД, а также эксплуатации
тракторов, мотоциклов, автомобилей и аналогичных транспортных средств,
управляющими ими гражданами.
При этом, структура автотранспортных преступлений обладает
собственной спецификой. Так, выделяются:
·
распространённость по типам дорог;
·
соотношение типов нарушений ПДД, повлекшие
тяжёлые криминальные последствия;
·
временные особенности – плотность по времени
суток и месяцам года;
·
региональное распространение преступлений;
·
так называемый виктимологический показатель в
виде определённых социально-демографических характеристик травмированных и
погибших;
·
тяжесть последствий, которая определяется по
количеству скончавшихся на сто пострадавших;
·
по вине самих водителей транспорта, который
принадлежит юридическим или физическим лицам;
·
по чьей вине наступили опасные для общества
последствия: по вине пешеходов или водителей;
·
детский травматизм;
·
преступления с ранениями и смертельным исходом.
К условиям, которые способствуют совершению данных
автотранспортных преступлений относятся:
·
неправильное поведение пешеходов, которые
согласно официальным данным являются причиной каждой второй автомобильной
аварии в крупных городах;
·
упущения в уголовно-правовой,
административно-правовой, а также в дисциплинарной борьбе с нарушениями ПБД, в
итоге чего не обеспечивается индивидуализация, дифференциация, гласность и
неотвратимость ответственности правонарушителя (также, согласно результатам
рассмотрения данных дел при расследовании двух пятых этих преступлений не был
полностью выяснен комплекс обстоятельств, которые влияют на степень
ответственности и форму вины);
·
низкий уровень контроля за фактическим
состоянием средств регулировки движения, дорог и автотранспортных средств;
·
нарушение рабочих временных нормативов самих
водителей;
·
практические ошибки в выборе режима
регулирования движения, а также технических средств для этого (дорожные знаки,
светофоры и пр.);
·
неиспользование пассажирами и водителями
приспособлений, которые уменьшают риск автомобильных аварий или их тяжких
последствий;
·
недостатки самой конструкции транспортных
средств, которые затрудняют практическое управление или ограничивающие
водительские способности;
·
ненадлежащее содержание дорожного покрытия, а
также нарушение безопасных нормативов переходов, ширины дороги, разметки
развязок, согласно чему случается пятнадцать процентов аварий.
|