О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Естественно-правовая теория

Естественно-правовая теория

Концепция естественного права (сущность, истоки).

1. Одновременно с позитивным правом, то есть законами, которые принимает государство, существует и естественное, подлинное, высшее право, свойственное человеческому существу с самого появления на свет. Это так называемое неотъемлемое неписанное право, которое многие характеризуют как право, находящееся за пределами законодательства, но в самой природе человеческого существа, данное природой и Богом.

Вот основные признаки данного (естественного) права:

· Неотъемлемость (неотчуждаемость) от человека

· Принадлежность к человеческому существу с самого его рождения

· Выражение самых существенных социальных возможностей человеческого существа.

2. Естественное право является критерием позитивного права, так как не каждый закон содержит в себе право. Согласно Цицерону, несправедливым законом право не создаётся.

3. По некоторым взглядам такие нравственные ценности как равенство, свобода, а также справедливость составляют цельное правовое ядро. Таким образом, мораль и право отождествляются.

4. При реализации прав (естественных) имеются собственные уникальные особенности:

· Реализация естественных прав осуществляется независимо от человеческой воли.

· Естественные права реализуются без какого-либо правоприменительного акта.

Самые первые идеи о том, что человеческое существо обладает от рождения определёнными правами появились в глубокой древности. Именно об этом упоминается в сочинениях таких авторитетных философов как Сократ, Аристотель, Платон, а также другие мыслители Античности. При этом понимание естественных прав в тот временной период существенно отличалось. Так, согласно Аристотелю, разделение всех людей на свободных и рабов объясняется тем, что такими их создала сама Природа.

В Средневековье теоретическая эволюция естественного права почти не обогатилась. Основной причиной этого являлось то, что интеллектуальное развитие в ту эпоху было подавлено религиозными догмами. Таким образом, вопросы, которые касались естественного права, объяснялись исключительно божественным началом, которое и определяло неизменность человеческой природы.

В период Нового времени естественное право получило большой импульс в своём развитии. Буржуазными революциями были провозглашены принципы равенства, а также иные права. Самым наглядным случаем такого развития считаются правовые акты конституционного содержания Франции и США. Например, в Декларации от 1776 года было указано, что все люди рождены равными, и все они наделены собственными правами, к которым принадлежат: стремление к счастью, свобода и жизнь.

После американской Декларации естественные права закрепились и в французской Декларации прав гражданина и человека от 1789 года, где говорилось о том, что к числу неотъемлемых и священных человеческих прав относятся безопасность, собственность, сопротивление угнетению и свобода.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free