/ / / Естественно-правовая теория
Естественно-правовая теория
Концепция естественного
права (сущность, истоки).
1. Одновременно с позитивным правом, то есть законами,
которые принимает государство, существует и естественное, подлинное, высшее
право, свойственное человеческому существу с самого появления на свет. Это так
называемое неотъемлемое неписанное право, которое многие характеризуют как
право, находящееся за пределами законодательства, но в самой природе
человеческого существа, данное природой и Богом.
Вот основные признаки данного (естественного) права:
·
Неотъемлемость (неотчуждаемость) от человека
·
Принадлежность к человеческому существу с самого
его рождения
·
Выражение самых существенных социальных
возможностей человеческого существа.
2. Естественное право является критерием позитивного права,
так как не каждый закон содержит в себе право. Согласно Цицерону, несправедливым
законом право не создаётся.
3. По некоторым взглядам такие нравственные ценности как
равенство, свобода, а также справедливость составляют цельное правовое ядро.
Таким образом, мораль и право отождествляются.
4. При реализации прав (естественных) имеются собственные
уникальные особенности:
·
Реализация естественных прав осуществляется
независимо от человеческой воли.
·
Естественные права реализуются без какого-либо
правоприменительного акта.
Самые первые идеи о том, что человеческое существо обладает
от рождения определёнными правами появились в глубокой древности. Именно об
этом упоминается в сочинениях таких авторитетных философов как Сократ,
Аристотель, Платон, а также другие мыслители Античности. При этом понимание
естественных прав в тот временной период существенно отличалось. Так, согласно
Аристотелю, разделение всех людей на свободных и рабов объясняется тем, что
такими их создала сама Природа.
В Средневековье теоретическая эволюция естественного права
почти не обогатилась. Основной причиной этого являлось то, что интеллектуальное
развитие в ту эпоху было подавлено религиозными догмами. Таким образом,
вопросы, которые касались естественного права, объяснялись исключительно
божественным началом, которое и определяло неизменность человеческой природы.
В период Нового времени естественное право получило большой
импульс в своём развитии. Буржуазными революциями были провозглашены принципы
равенства, а также иные права. Самым наглядным случаем такого развития
считаются правовые акты конституционного содержания Франции и США. Например, в
Декларации от 1776 года было указано, что все люди рождены равными, и все они
наделены собственными правами, к которым принадлежат: стремление к счастью,
свобода и жизнь.
После американской Декларации естественные права закрепились
и в французской Декларации прав гражданина и человека от 1789 года, где
говорилось о том, что к числу неотъемлемых и священных человеческих прав
относятся безопасность, собственность, сопротивление угнетению и свобода.
|