О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Теория циркуляции элит

Теория циркуляции элит

Теория «циркуляции элит» В. Парето

Парето, который ввёл в политическую науку важный термин «элита», подобно Моске, считал, что любое общество делится на управляемых и управляющих (ту самую элиту). Элиту он разделял на два основных типа, последовательно заменяющих друг дружку «львов» и «лис». Для первых был характерным консерватизм, использование силовых методов. Элита «лис» же предпочитала поддерживать собственную власть пропагандой , политико-финансовыми комбинациями, обманом, хитростью и изворотливостью. Их правление эффективно лишь тогда, когда вся политическая система неустойчива, когда время требует комбинаторов и новаторов. Однако «лисы» в основном не склонны применять силу и насилие и именно тогда их сменяет элита «львов», которая бросается решительно в гущё событий. Таким образом, постоянная смена элиты обусловлена исключительно социальной динамикой общества. Каждый из типов элиты обладает индивидуальным преимуществом, которое всё же постепенно перестаёт соответствовать нуждам руководства обществом. По этой причине обеспечение равновесия политической и социальной системы требует непрерывной замены одной элиты другой.

Также Парето выделял правящую элиту и её антипод – неправящую элиту. Представители, которые входили в состав контрэлиты наделены всеми характерными для элиты качествами, однако не обладают властью по причине своего социального статуса. Но со временем правящая элита вырождается и всё менее эффективно управляет обществом. Тогда – то и приходит время выйти контрэлите, которая первая претендует право на власть. При этом, чтобы прийти к такой власти ей нужна поддержка масс, которые контрэлита побуждает к активным действиям и как правило при помощи которых она и свергает старую элиту.

Через некоторый промежуток времени весь описанный выше процесс (циркуляция элит) повторится вновь, а затем снова. Сам Прето утверждал, что постоянная циркуляция и смена элит может позволить нам понять историческое движение общества, предстающее как история постоянной смены элит: их властвования и возвышения, процветания и угасания. Именно поэтому революции с точки зрения Прето, это всего лишь борьба элит, смена потенциальной элитой правящей.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free