/ / / Шарль Луи Монтескье (политические взгляды)
Шарль Луи Монтескье (политические взгляды)
Шарль Луи Монтескье
(политические и правовые взгляды)
Свои общественно-политические размышления Шарль Луи де
Монтескье (1689—1755) выразил в таких знаменитых произведениях как «Размышления
о причинах величия и падения римлян», а также в «Персидских письмах» и «О духе
законов».
Автор был убеждён, что весь ход истории определяется
исключительно действием соответствующих закономерностей, а не случайным
стечением обстоятельств или божественной волей.
Его эмпирические методы исследования используются и в наши
дни наравне с методологией рационализма. По мнению Монтескье, законы и
государство появляются вследствие больших войн. Мыслитель являлся одним из тех,
кто зачал историко-сравнительное изучение государства и общества, эмпирического
правоведения.
Большинство закономерностей жизни общества Шарль Луи
Монтескье раскрывает через общий национальных дух. Из его учения следует, что
на данный общий дух, законы и нравы воздействует множество различных причин.
Данные причины можно разделить на две отдельные группы: моральные и физические.
При этом физические причины определяют жизнь общества только
на самых первых порах, когда народы выходят из дикого состояния.
К моральным причинам автор относит: религиозные верования,
принципы политического строя, а также обычаи, нравственные убеждения и др.
Моральные причины влияют на законодательство всех народов сильнее, нежели
физические, после чего вытесняют последние.
Таким образом, в своём учении Монтескье поднимается до
осознания того, что само историческое развитие общества в целом представляет
собой результат необычайно сложного взаимодействия субъективных и объективных
причин.
Среди моральных причин самыми важными являются принципы
государственного строя. Как и для многих других идеологов либерализма, для
Монтескье проблема рациональной организации самого общества была проблемой
правовой и политической, но не социальной. По утверждению мыслителя, свобода
являлась правом делать всё, что угодно, лишь бы это не противоречило закону.
Обоснование идеала свободы автор связывал с рассмотрением
уже существующих государственных форм. Он различал три основных вида правления:
деспотию, монархию и республику (аристократию и демократию).
Кроме того, Монтескье, следуя традициям политико-правовой
мысли античного периода считал, что республика является характерной для
небольших государств, деспотия – для обширных империй, а монархия для средних
государств.
Он выделяет в государстве судебную, исполнительную, а также
законодательную власти. Согласно Монтескье, принцип разделения властей состоит
в том, чтобы они относились к разным государственным органам.
Данное учение о разделении властей было довольно
новаторским. Прежде всего, автор соединил идею конституционного закрепления
механизма такого разделения властей с либеральным пониманием свободы. Кроме
того, судебные органы были включены Монтескье в состав властей, которые
подлежали разграничению.
Идеологическая теория Монтескье о разделении властей
направлялась, прежде всего, против абсолютной монархии, а также служила
обоснованием компромисса дворянства и аристократии.
|