О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Рудольф Иеринг (социологический позитивизм)

Рудольф Иеринг (социологический позитивизм)

Рудольф Иеринг (цель в праве, социологический позитивизм)

Одной из самых ярких фигур европейской юриспруденции во второй половине девятнадцатого столетия был правовед из Германии Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892 гг.). большую известность данному автору принесли такие его произведения как «Борьба за право», «Цель в праве», а также «Дух римского права на разных ступенях его развития».

При этом довольно сложно дать однозначную характеристику трудам данного мыслителя, так как оно неоднородно. Так, обычно его творческую деятельность разделяют на две части. Первая – до середины пятидесятых годов девятнадцатого века. В данный период автор придерживается установок «юриспруденции понятий», которая полагала основным своим делом дедукцию определённых правоположений из общих понятий и которая видела источник знания исключительно в понятиях. Сторонники этого направления в правовой науке считали, что понятия продуктивны и , комбинируясь, они производят новые понятия. Однако во второй части творческого периода Иеринг с таковым направлением в правоведении порывает, приступая к разработке «юриспруденции интересов». Теперь его вдохновляет та мысль, что для юриста-теоретика культ логического попросту неуместен, так как правоведение не является математикой и приоритет в нём должен не принадлежать логике. Не столько логика должна быть объектом правоведения, сколько реальные людские интересы и жизненные ценности. Всё больше автора занимают не сколько психологические и логические правовые аспекты, сколько утилитаристские, социолого-прагматические моменты.

Мыслитель не проводит серьёзного разграничения закона и права. Повсюду он считает их идентичными и равнопорядковыми явлениями, хотя на самом деле они совсем не являются таковыми. Большая часть суждений Иеринга (особенно те, что были высказаны в «Цель в праве» и «Дух римского права…» имеют своим адресатом не право, а закон. Данное обстоятельство необходимо учитывать при более пристальном знакомстве со взглядами Рудольфа на соотношение права и государства.

При этом, если бы шла речь о необходимости устранять беззаконие, сопротивления произволу, защищать законные интересы, добиваться восстановления нарушенных прав, никаких вопросов не возникло бы. Но у автора его призывы к борьбе за право приобрели особый смысл, вызывающий тревогу. От него веет духом воинственности.

Всем известно, какой ужасный урон в двадцатом веке понесла цивилизация от того, что не сумела отыскать эффективного противоядия «притягательной мощи войны и борьбы».


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free