/ / / Реформация (политические и правовые идеи)
Реформация (политические и правовые идеи)
Политико-правовые
идеи Реформации
В шестнадцатом веке целый ряд стран Центральной и Западной
Европы был охвачен Реформацией – массовым движением против действующей
католической церкви.
В Германии начало Реформации положил Мартин Лютер (1483-1546
годы). Осенью 1517 года он выступает с протестом против так называемых
индульгенций (отпущение всех или части грехов за определённую сумму денег). Его
основными сочинениями были такие важные произведения как: «О свободе
христианина», «О вавилонском пленении церкви», а также «О рабской воле» и «О
светской власти».
В последнем из вышеперечисленных произведении автор
разрабатывает учен ие о двух порядках – светском и духовном, а в следствие
этого, и двух правовых системах – естественной и божественной. Описанная концепция
не являлась сама по себе новаторской, её сформулировал ещё в своём труде «О
граде Божьем» Аврелий. Разграничивая светскую и религиозную сферы, Мартин Лютер
полагал, что как таковая религиозная сфера находится за пределом
государственной юрисдикции, а светская власть занимается просвещением народа,
политикой, экономикой и совершенно не имеет никакого права навязывания человеку
мировоззрения.
Согласно Лютеру государство являлось результатом
деятельности разума, а, следовательно, деятельность такого государства не
расходится с интересами церкви, так как разум дан Богом. Кроме того, если бы
всё человечество состояло только из христиан, то это бы означало полное
отсутствие необходимости в государстве как таковом и в его правовой системе. Однако
так как это не так, то государство просто необходимо. При этом государственная
власть, а также её управляющие институты являются освящёнными божественным
авторитетом. Именно поэтому поданные государства не имеют права на
сопротивление государственной власти.
В итоге, мирской порядок возможен исключительно при опоре на
естественное, а не божественное право, хотя оно и является производным от
божественной воли. При этом, должностные лица должны руководствоваться в своей
работе нормами естественного права. Данным тезисом Лютер не только дал свободу
от церкви светской власти, но и освободил от опёки канонического права мирское
(гражданское) право.
Лютер предупреждал, что мирское право не в силах учитывать
всего многообразия общественных коллизий и по этой причине оно не должно
возводиться в абсолют. Естественное право дозволяет светской власти управлять
только внешним поведением поданных, а также их имуществом.
|