О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Реформация (политические и правовые идеи)

Реформация (политические и правовые идеи)

Политико-правовые идеи Реформации

В шестнадцатом веке целый ряд стран Центральной и Западной Европы был охвачен Реформацией – массовым движением против действующей католической церкви.

В Германии начало Реформации положил Мартин Лютер (1483-1546 годы). Осенью 1517 года он выступает с протестом против так называемых индульгенций (отпущение всех или части грехов за определённую сумму денег). Его основными сочинениями были такие важные произведения как: «О свободе христианина», «О вавилонском пленении церкви», а также «О рабской воле» и «О светской власти».

В последнем из вышеперечисленных произведении автор разрабатывает учен ие о двух порядках – светском и духовном, а в следствие этого, и двух правовых системах – естественной и божественной. Описанная концепция не являлась сама по себе новаторской, её сформулировал ещё в своём труде «О граде Божьем» Аврелий. Разграничивая светскую и религиозную сферы, Мартин Лютер полагал, что как таковая религиозная сфера находится за пределом государственной юрисдикции, а светская власть занимается просвещением народа, политикой, экономикой и совершенно не имеет никакого права навязывания человеку мировоззрения.

Согласно Лютеру государство являлось результатом деятельности разума, а, следовательно, деятельность такого государства не расходится с интересами церкви, так как разум дан Богом. Кроме того, если бы всё человечество состояло только из христиан, то это бы означало полное отсутствие необходимости в государстве как таковом и в его правовой системе. Однако так как это не так, то государство просто необходимо. При этом государственная власть, а также её управляющие институты являются освящёнными божественным авторитетом. Именно поэтому поданные государства не имеют права на сопротивление государственной власти.

В итоге, мирской порядок возможен исключительно при опоре на естественное, а не божественное право, хотя оно и является производным от божественной воли. При этом, должностные лица должны руководствоваться в своей работе нормами естественного права. Данным тезисом Лютер не только дал свободу от церкви светской власти, но и освободил от опёки канонического права мирское (гражданское) право.

Лютер предупреждал, что мирское право не в силах учитывать всего многообразия общественных коллизий и по этой причине оно не должно возводиться в абсолют. Естественное право дозволяет светской власти управлять только внешним поведением поданных, а также их имуществом.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free