О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Политические взгляды Августина Блаженного

Политические взгляды Августина Блаженного

Представления Августина Блаженного о государстве. Политические и правовые воззрения.

Августин Блаженный (354-430г.) в своём самом главном произведении «О Граде Божием» объяснял, что имеет место быть двум градам: государству – граду земному и церкви – граду божьему. И хотя сама церковь странствует по земле, но её цель на небе. Град земной же, является, безусловно, сознанием человеческих рук, а стало быть, и цель его временная. Кроме того, град этот создан насилием, а держится лишь принуждением. Государство при этом выступает в качестве большой разбойной шайки. Государства делятся на те, которые пошли от Авеля и те, что происходят от братоубийцы Каина. Первым выпала судьба стать христианскими государствами, основной целью которых является забота о подчинённых. Такие государства существуют для того чтобы своими земными деяниями направлять земной мир к небесному.

Августин стал первым, кто стал насильственно обращать в христианство, считая свободную волю людей источником зла. Он считал, что прежде понимания любого действия или процесса мы должны верить. Насчёт рабства он высказывался, что оно не было создано природой, но является следствием грехов людей. Богом люди были разделены на богатых и бедных для того, чтобы богатые помогали бедным, а бедные в свою очередь спасали богатых.

Августин утверждал, что несовершенство земной человеческой жизни является результатом грехопадения Адама и Евы. Именно их греховностью была порождена греховность такого государственного устройства, при котором человек господствует над человеком. Однако, данная греховность есть естественным жизненным порядком человеческого существа, который предопределён Божиим Судом, у которого отсутствует неправда и который выносит только справедливые наказания, заслуженные человеком.

Единственным оправданием существования государства является его служение церкви. Августин стоял на страже справедливости, утверждая, что только в ней проявляется настоящее право, без которого любое государство обязательно обречено на погибель. Также он резко осуждал аморальность и жестокость.

Но все его подобные рассуждения о земных правах человека в итоге приходили к тому, что только власть Бога стоит над любой государственной властью и только сам Бог через церковь может предоставить государству право на его существование в дальнейшем.

Необходимо отметить, что в учении Августина можно проследить и прогрессивное начало, которое было связано с реалистическим подходом к оценке человеческих способностей и возможностей в его законном стремлении подниматься в своём развитии.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free