О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Марсилий Падуанский (политико-правовые воззрения)

Марсилий Падуанский (политико-правовые воззрения)

Политические и правовые взгляды Марсилия Падуанского

М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) являлся одним из главных идеологов бюргерства, весьма критично подходя к теократической теории. Согласно его мнению, главной причиной войн, смут, бунтов есть неправильное соотношение государства и церкви. Попытки последней вмешаться в государственные светские дела провоцируют раздоры, а также лишают мира и спокойствия европейские государства. Падуанским различалось два вида законов: человеческий и божественный. Божественный закон даёт оценку жизни, а также человеческой деятельности и уже в зависимости от качества её результата определяет место умершего в загробном мире. Человеческий закон нацелен на укрепление власти и достижении общего блага. Таким образом, церковь служит высшей цели определённой Богом и она не должна вмешиваться в обычные мирские процессы. Её задача учить, но не наказывать. Согласно Падуанскому, человеческий закон обязан приниматься народом, который есть единственный его законодатель.

Падуанский ставил законы во главе государственной власти. Их изданием мог заниматься только народ или же представители этого народа, однако выполнять принятые законы должен был также народ. Марсилий был в числе первых кто завёл речь о разделении всей власти на законодательную и исполнительную. При этом законодательная власть была выше исполнительной. Общество должно было быть разделённым на две категории: низшую и высшую. В высшую категорию входили военные, чиновники и священники, а во вторую торговцы, земледельцы и ремесленники. В сочинении Падуанского «Защитник мира» сам автор выступает обвинителем католической церкви, возложив на неё всю ответственность за такие людские несчастья как войны, бедность и другие нарушающие должный порядок и обостряющие отношения между цивилизованными государствами.

Главное требование Падуанского – сведение деятельности церкви только к занятию просвещения духовной жизни людей. Государство является результатом естественного развития жития человека, начало которому было положено семьёй, после чего был род, а затем племя.

Падуанский был сторонником монархии, однако не наследственной, а исключительно избираемой. Единственным правильным источником власти для него был народ в лице его высших чинов. Идеи этого автора – предтеча развития основ демократии в политической мысли Западной Европы.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free