/ / / Иммануил Кант о праве
Иммануил Кант о праве
Иммануил Кант о праве
Иммануил Кант (1724-1804), профессор философии
Кенигсбергского университета был первым в Германии, кто приступил к
систематическому обоснованию либерализма, который являлся идейной платформой
буржуа, выделившихся из третьего сословия и стремившихся укоренить в государстве
политическую и экономическую свободы. Политико-юридические взгляды данного
мыслителя содержат такие его знаменитые произведения как: «Метафизические
начала учения о праве», «К вечному миру», а также «Идеи всеобщей истории с
космополитической точки зрения».
Согласно Канту, всякое лицо обладает абсолютной ценностью и
совершенным достоинством, а личность не есть орудие воплощения каких-либо
планов, даже самых благородных и направленных исключительно на достижение
общего блага. Человек является субъектом нравственного сознания, отличающийся в
корне от окружающей среды и обязанный руководствоваться только велениями
нравственного закона. Это безусловный закон. Сам автор называет данный закон
«категорический императив».
Настоящее призвание права – надёжная гарантия морали того
социального пространства, в котором она нормально бы себя проявляла, в котором
реализуется беспрепятственно свобода индивида. Это и есть суть идеи Канта о
моральной обоснованности права.
Кантом неоднократно подчёркивалась насущная необходимость
для государства опираться на право, а также ориентироваться на него в своей
деятельности. Этот философ различал в праве три ветви:
·
Естественное право, имеющим в качестве источника
априорные самоочевидные принципы
·
Позитивное (положительное) право, источник
которого есть воля законодателя
·
Справедливость, не предусмотренное по закону
право и по этой причине обеспеченное принуждением.
Естественное право состоит из: частного права, которое
регулирует отношения индивидов в качестве собственников, а также публичное
право, определяющее взаимоотношения между людьми, которые объединены в
государство в качестве членов политического целого.
Для осуществления права необходимо чтобы оно стало
общеобязательным, чего можно достигнуть только через наделение его принудительной
силой. Наделить его такой силой может только государство – первичный и исконный
носитель принуждения.
|