О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Иммануил Кант о праве

Иммануил Кант о праве

Иммануил Кант о праве

Иммануил Кант (1724-1804), профессор философии Кенигсбергского университета был первым в Германии, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма, который являлся идейной платформой буржуа, выделившихся из третьего сословия и стремившихся укоренить в государстве политическую и экономическую свободы. Политико-юридические взгляды данного мыслителя содержат такие его знаменитые произведения как: «Метафизические начала учения о праве», «К вечному миру», а также «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения».

Согласно Канту, всякое лицо обладает абсолютной ценностью и совершенным достоинством, а личность не есть орудие воплощения каких-либо планов, даже самых благородных и направленных исключительно на достижение общего блага. Человек является субъектом нравственного сознания, отличающийся в корне от окружающей среды и обязанный руководствоваться только велениями нравственного закона. Это безусловный закон. Сам автор называет данный закон «категорический императив».

Настоящее призвание права – надёжная гарантия морали того социального пространства, в котором она нормально бы себя проявляла, в котором реализуется беспрепятственно свобода индивида. Это и есть суть идеи Канта о моральной обоснованности права.

Кантом неоднократно подчёркивалась насущная необходимость для государства опираться на право, а также ориентироваться на него в своей деятельности. Этот философ различал в праве три ветви:

· Естественное право, имеющим в качестве источника априорные самоочевидные принципы

· Позитивное (положительное) право, источник которого есть воля законодателя

· Справедливость, не предусмотренное по закону право и по этой причине обеспеченное принуждением.

Естественное право состоит из: частного права, которое регулирует отношения индивидов в качестве собственников, а также публичное право, определяющее взаимоотношения между людьми, которые объединены в государство в качестве членов политического целого.

Для осуществления права необходимо чтобы оно стало общеобязательным, чего можно достигнуть только через наделение его принудительной силой. Наделить его такой силой может только государство – первичный и исконный носитель принуждения.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free