О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Иммануил Кант о государстве

Иммануил Кант о государстве

Иммануил Кант о государстве

Необходимость государства (объединения людей в социум, подчинённый правовым законам) Кант не связывал с практическими групповыми, индивидуальными и общими потребностями населения, но лишь с категориями, которые, в общем, принадлежат умопостигаемому, рассудочному миру. Государственное благо составляет состояние согласованности конституции с правовыми принципами и к этому людей обязывает стремиться наш разум, заручившись помощью категорического императива. Канта по праву считают одним из основных формирователей концепции «правового государства». Такого государства, чей возможный произвол навсегда был бы ограничен предписаниями правового характера.

Кантом была выдвинута гипотеза естественного состояния, которое лишено всякой гарантии законности. Так чувство уважения к естественному праву (впрочем, как и нравственный долг) побуждают человеческих существ оставить данное первоначальное состояние, после чего перейти к общественной жизни. Переход к гражданскому обществу не носит случайного характера, так как акт, посредством которого отдельные индивиды формируют государство (а ранее народ) является общественным договором.

По Канту, только морально развитые люди заключают такой договор, и именно по этой причине власть не имеет никакого права обращаться с ними как с существами, не ведающими моральных законов, которые не могут сами выбрать правильную линию поведения в обществе.

Согласно описанному выше общественному договору все отдельные индивиды, которые составляют народ, отказываются от беспорядочной и необузданной свободы, чтобы найти настоящую свободу в правовом состоянии во всём её объёме. Центральным институтом публичного права считается народная прерогатива требовать установления правопорядка при помощи принятия конституции, которая выражала бы волю данного порядка. Таким образом, народное верховенство обусловливает, равенство, свободу, а также независимость каждого из граждан в государстве.

Философ считал, что любое государство имеет в себе три вида власти: судебную (которую назначает власть исполнительная), исполнительная (власть, которая сосредоточена в руках правителя, но подчиняется законодательной верховной власти) и законодательную власть, которая принадлежит исключительно «коллективной народной воле». Согласие и субординация данных трёх властей способны предотвратить тиранию, а также гарантировать благоденствие государства на долгие годы.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free