/ / / Идеальное государство Платона
Идеальное государство Платона
Идеальное государство
Платона
Полнее всего теория идеального государства была представлена
Платоном в таких трактатах как «Законы» и «Государство». Истинное искусство
политики есть искусство воспитания души и искусство спасения и именно по этим
причинам автор выдвинул тезис о совпадении настоящей философии с истиной
политикой. Лишь при условии, что политик станет философом (а также наоборот)
станет возможным построение подлинного государства, которое будет базироваться
на высшей ценности Блага и Правды. Возведение Города-Государства означает
познание природы самого человека и то, что человек сумел познать своё место в
универсуме.
Согласно Платону, государство, впрочем, как и душа состоит
из трёх частей. В соответствии с основными базовыми функциями, такими как
производство материальных благ, их защита или управление ими, всё население
делится на три отдельных сословия: правители (они же, мудрецы-философы), стражи
и земледельцы-ремесленники. Справедливое государственное управление должно быть
направлено на организацию их гармоничного существования. Так, первое сословие
образовывается из людей, в которых преобладает добродетель умеренности, любовь
к дисциплине и порядку. Следующее сословие составляют люди, которые
руководствуются волевым началом, ведь долгом стражника является постоянная
бдительность по отношению, как к внутренней, так и внешней опасности.
Платон утверждал, что государством должны управлять
исключительно аристократы, то есть, лучшие и наиболее сознательные граждане.
Правители же, по его мнению, могли быть только те люди, которые умеют любить
свой город больше, чем другие. Те, кто способен исполнять такой долг с самым
большим усердием. Важнее всего, если данные люди умеют созерцать, познавая
Благо, то есть, в них должно преобладать рациональное начало и только таких
людей можно называть мудрецами. Согласно Платону, совершенное государство –
государство в котором первое сословие отличается умеренностью, второе – силой и
мужеством, а последнем мудрость.
Вся концепция справедливости состоит в том, что каждому
полагается делать, только то, что ему надлежит делать: данное правило касается
населения Города, а также частей души в душе. По мнению Платона, справедливость
во внешнем мире возможна только в том случае, если она есть в душе. Именно по
этой причине в Городе должно быть возведено на совершенный уровень воспитание и
образование (при этом, для каждого сословия должны быть индивидуальные
особенности в каждом из этих пунктов).
Очень важное значение Платон придаёт воспитанию стражей в
качестве активной части горожан, из которой происходят правители. Такое
воспитание должно включать в себя практические навыки с углублённым освоением
философии. Главной целью образования является познание Блага, а также
воплощение данного Блага в своём государстве.
|