/ / / Георг Гегель о государстве и праве
Георг Гегель о государстве и праве
Георг Гегель (политические
и правовые взгляды)
На формирование взглядов молодого гениального мыслителя и
диалектика Георга Гегеля оказала французская революция, которая символизировала
собой наступление нового разумного времени.
Проблемы права и государства занимали почётное место в общей
сфере взглядов Гегеля на всех этапах его творческой эволюции. Кроме того,
данная тематика самостоятельно освещалась во многих его знаменитых
произведениях, например в книгах: «Философия истории», «Философия духа»,
«Философия права», а также «Конституция Германии» и др.
Основной задачей философии права является научное познание
права и государства, но вовсе не указание на то, какими свойствами должны они
обладать. Согласно Гегелю, наука о праве – есть часть философии. Именно поэтому
она должна развивать идею, которая представляет собой разум предмета. Так суть
права по Гегелю, состоит в том, что бытие наличное есть бытие свободной воли,
диалектика, совпадающая с философским конструированием правовой системы как
царство реализованной воли и свободы.
Понятие права по Георгу Гегелю
В гегелевской философии понятие «право» употребляется в
таких значениях как:
·
Право, как «идея права» (свобода), где на
ступени объективного духа дальнейшее развитие определяется одной идеей свободы.
«Право» как и «свобода» имеют один смысл.
·
Право, как особая форма и ступень свободы, где
система права, словно царство реализованной свободы и являет собой иерархию
«особых прав».
·
Право, как закон, где право является частью
«Особых прав». Согласно Гегелю: «То, чем есть право в себе, положено в наличном
объективном бытии, то есть, определено для самого сознания мыслью и определено
как то, что считается и есть правом, что известно как закон.
Различая закон и право, Гегель признавал, что содержание
права может претерпеть искажение в самом законодательном процессе, однако не
всё, что дано в форме закона является правом, так как только закономерное (в
положительном праве) правомерно, а значит законно.
Мыслитель так же разделяет гражданское общество. Тремя
главными моментами гражданского общества он считал:
·
Субстанциальное, то есть, крестьяне и
землевладельцы-дворяне
·
Промышленное – ремесленники, фабриканты,
торговцы
·
Всеобщее – чиновники.
Таким образом, гегелевский анализ показывает, что общество
(гражданское) не в состоянии, исходя из одних внутренних возможностей,
полностью решить проблему бедности, а также то, что диалектика внутренних
возможностей заставляет гражданское общество выйти за собственные пределы в
поиске новых лучших возможностей – колонизации или международной торговли.
В одном из разделов о гражданском обществе Гегель освещал
вопросы положительного права, деятельности полиции и правосудия. Он исходил из
того, что в общественной сфере имеет место реальное функционирование
собственности. Её сила и должна отыскать своё подтверждение в защите со стороны
суда и закона.
|