О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Георг Гегель о государстве и праве

Георг Гегель о государстве и праве

Георг Гегель (политические и правовые взгляды)

На формирование взглядов молодого гениального мыслителя и диалектика Георга Гегеля оказала французская революция, которая символизировала собой наступление нового разумного времени.

Проблемы права и государства занимали почётное место в общей сфере взглядов Гегеля на всех этапах его творческой эволюции. Кроме того, данная тематика самостоятельно освещалась во многих его знаменитых произведениях, например в книгах: «Философия истории», «Философия духа», «Философия права», а также «Конституция Германии» и др.

Основной задачей философии права является научное познание права и государства, но вовсе не указание на то, какими свойствами должны они обладать. Согласно Гегелю, наука о праве – есть часть философии. Именно поэтому она должна развивать идею, которая представляет собой разум предмета. Так суть права по Гегелю, состоит в том, что бытие наличное есть бытие свободной воли, диалектика, совпадающая с философским конструированием правовой системы как царство реализованной воли и свободы.

Понятие права по Георгу Гегелю

В гегелевской философии понятие «право» употребляется в таких значениях как:

· Право, как «идея права» (свобода), где на ступени объективного духа дальнейшее развитие определяется одной идеей свободы. «Право» как и «свобода» имеют один смысл.

· Право, как особая форма и ступень свободы, где система права, словно царство реализованной свободы и являет собой иерархию «особых прав».

· Право, как закон, где право является частью «Особых прав». Согласно Гегелю: «То, чем есть право в себе, положено в наличном объективном бытии, то есть, определено для самого сознания мыслью и определено как то, что считается и есть правом, что известно как закон.

Различая закон и право, Гегель признавал, что содержание права может претерпеть искажение в самом законодательном процессе, однако не всё, что дано в форме закона является правом, так как только закономерное (в положительном праве) правомерно, а значит законно.

Мыслитель так же разделяет гражданское общество. Тремя главными моментами гражданского общества он считал:

· Субстанциальное, то есть, крестьяне и землевладельцы-дворяне

· Промышленное – ремесленники, фабриканты, торговцы

· Всеобщее – чиновники.

Таким образом, гегелевский анализ показывает, что общество (гражданское) не в состоянии, исходя из одних внутренних возможностей, полностью решить проблему бедности, а также то, что диалектика внутренних возможностей заставляет гражданское общество выйти за собственные пределы в поиске новых лучших возможностей – колонизации или международной торговли.

В одном из разделов о гражданском обществе Гегель освещал вопросы положительного права, деятельности полиции и правосудия. Он исходил из того, что в общественной сфере имеет место реальное функционирование собственности. Её сила и должна отыскать своё подтверждение в защите со стороны суда и закона.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free