/ / / Чезаре Беккариа (правовые взгляды)
Чезаре Беккариа (правовые взгляды)
Правовая концепция
Чезаре Беккариа
Ч. Беккариа являлся итальянским просветителем
восемнадцатого века. Его основной работой считается произведение «О
преступлениях и наказаниях» (1764 год). Данная книга полностью проникнута верой
в человеческий разум, законность, гуманизм, свободолюбие. Также на идеи Беккариа
заметно повлияли в данном произведении такие мыслители как Гоббс и Гроций.
Согласно автору, в естественном состоянии человек жил в
одиночку (хотя и не один на территории), что часто приводило к их бессмысленным
столкновениям, затрудняя развитие. Для общего блага люди решили объединиться,
при этом, пожертвовав своей свободой (или её частью), ради безопасности и
собственного обеспечения. Из той свободы, что была пожертвована людьми и
образовалась верховная государственная власть. Её хранителем становиться
суверен, представитель от всего общества. В его обязанности входило обеспечение
людей благами и поддерживание безопасности.
Беккариа разделял справедливость на три вида: человеческую,
естественную и божественную. Последние две из перечисленных базируются на
естественных и божественных законах, в то время, как человеческая основывается
на общественном договоре, который устанавливал пределы государственной власти.
Такая власть весьма изменчива, а её критерием должно быть общее благо.
Основанные на такой власти государственные законы должны иметь большее благо
для большего количества населения, однако невежественные представления о
справедливости смогли привести к тому, что государственные законы являются
оружием против общества в руках правящего меньшинства. Беккариа резко осуждал
юриспруденцию своего времени, при которой в качестве законов считались
изречения средневековых или даже римских юристов, а уголовное право опиралось
только на вековые предрассудки. Таким образом, мыслитель характеризовал эту эпоху,
как период когда законы служат для сокрытия жестокости и насилия.
Основной причиной описанного выше Чезаре считал утверждение
частной собственности, при которой одни получали все блага жизни, в то время
как другие влачили своё существование в нищете и бесправии. Беккариа надеялся
на то, что государство однажды обретёт своего просвещённого монарха, который
первым делом будет заботиться о жизни подданных, покровительствовать науке и
искусству, нравственности и образованности народа. В его представлениях такой
монарх должен был разработать мудрые и справедливые законы, строго соблюдаемые
и обеспечивающие всему населению блага и спокойствие.
Так, например, Чезаре считал, что человек волен делать всё,
что ему угодно, если это не противоречит государственным законам. Кроме того,
сама власть, а точнее её представители обязаны соблюдать те же законы. Иначе
справедливое общество не могло не то, что существовать, но и зародиться.
Наказывать человека могут только законы, а право их издания должно принадлежать
одному человеку – суверену.
|