О проекте  /  ИППУ  /  ИППУ - краткие лекции  /  Бенедикт Спиноза (политические взгляды)

Бенедикт Спиноза (политические взгляды)

Бенедикт Спиноза (политические и правовые взгляды)

Политико-правовые концепции Бенедикта Спинозы (годы жизни с 1632 по 1677) были изложены им в целом ряде произведений, самым важным из которых, безусловно, является «Этика, доказанная геометрическим методом». В данном труде автор подобно Гроцию рассматривает вопрос о государстве и естественном праве. Стоя на позиции пантеизма (то есть, отождествления природы и Бога), Бенедикт считал, что все законы природы – лишь божественные решения, которые раскрыты разумом человеческого существа, а вся природа вместе с человеком существует исключительно на основах естественного права.

В своём естественном природном состоянии все люди рождены равными, ведь они обладают одним и тем же естественным правом. Однако на самом деле размер данных прав зависит у различных представителей человеческого вида от их фактической мощи. Именно по этой причине все люди – враги друг друга. в целях сохранения своих жизней люди пришли к выводу, что необходимо заключить общественный договор о формировании государства.

Являясь сторонником демократической республики, Бенедикт считал, что все государственные законы не должны приниматься отдельными людьми, но лишь собранием, воля которого далека от прихоти и руководствуется разумом. Гарантировать чёткое исполнение принятых законов обязана мощная власть. Именно ей должна передаваться часть естественных прав жителей и поэтому население должно подчиняться ей беспрекословно.

При этом, всё, что находится за пределами государственного права, то есть, выходит за пределы его функции, является естественным правом любого человека. К данным правам Спиноза относит свободу мнения, право на распространение собственного учения, свободу слова и др.

Таким образом, Бенедикт первым обосновал принцип, по которому предметом законодательства не могут быть мысли людей или суждения, но только действия. Согласно Спинозе, политика была свободной от моральных ценностей, которые в тот период времени носили религиозный характер. В самой основе его права и политики заложена сила. Государственная сила, например, заключается не в том, что оно способно творить насилие и произвол, а в осуществлении того, что считается здравым разумом пользой для всего общества. По этой причине неправильно утверждать, что автор выступал против морали в политике.

Мыслитель полагал, что межгосударственные отношения строятся на взаимных отношениях государств, которые находятся в своём естественном состоянии. То есть, в таком когда оба государства являются врагами. Право войны, считал Спиноза, принадлежит одному государству, в то время как право мира как минимум двум.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free