/ / / Бенедикт Спиноза (политические взгляды)
Бенедикт Спиноза (политические взгляды)
Бенедикт Спиноза
(политические и правовые взгляды)
Политико-правовые концепции Бенедикта Спинозы (годы жизни с
1632 по 1677) были изложены им в целом ряде произведений, самым важным из
которых, безусловно, является «Этика, доказанная геометрическим методом». В
данном труде автор подобно Гроцию рассматривает вопрос о государстве и
естественном праве. Стоя на позиции пантеизма (то есть, отождествления природы
и Бога), Бенедикт считал, что все законы природы – лишь божественные решения,
которые раскрыты разумом человеческого существа, а вся природа вместе с
человеком существует исключительно на основах естественного права.
В своём естественном
природном состоянии все люди рождены равными, ведь они обладают одним и тем же
естественным правом. Однако на самом деле размер данных прав зависит у различных
представителей человеческого вида от их фактической мощи. Именно по этой
причине все люди – враги друг друга. в целях сохранения своих жизней люди
пришли к выводу, что необходимо заключить общественный договор о формировании
государства.
Являясь сторонником демократической республики, Бенедикт
считал, что все государственные законы не должны приниматься отдельными людьми,
но лишь собранием, воля которого далека от прихоти и руководствуется разумом.
Гарантировать чёткое исполнение принятых законов обязана мощная власть. Именно
ей должна передаваться часть естественных прав жителей и поэтому население
должно подчиняться ей беспрекословно.
При этом, всё, что находится за пределами государственного
права, то есть, выходит за пределы его функции, является естественным правом
любого человека. К данным правам Спиноза относит свободу мнения, право на
распространение собственного учения, свободу слова и др.
Таким образом, Бенедикт первым обосновал принцип, по
которому предметом законодательства не могут быть мысли людей или суждения, но
только действия. Согласно Спинозе, политика была свободной от моральных
ценностей, которые в тот период времени носили религиозный характер. В самой
основе его права и политики заложена сила. Государственная сила, например, заключается
не в том, что оно способно творить насилие и произвол, а в осуществлении того,
что считается здравым разумом пользой для всего общества. По этой причине
неправильно утверждать, что автор выступал против морали в политике.
Мыслитель полагал, что межгосударственные отношения строятся
на взаимных отношениях государств, которые находятся в своём естественном
состоянии. То есть, в таком когда оба государства являются врагами. Право
войны, считал Спиноза, принадлежит одному государству, в то время как право
мира как минимум двум.
|