/ / / Каноническое право
Каноническое право
Источники и область
действия канонического права
Одно из основных мест в процессе создания общеевропейской
правовой культуры в эпоху средних веков, безусловно, занимало каноническое
право. Оно возникает первоначально в качестве права христианской церкви в
общем, однако после раскола церкви были сформированы две самостоятельных ветви
данного права. В Центральной и Западной Европе
под влиянием «революции римского папы» каноническое право получило
особенно сильное развитие и превратилось в отдельную эффективно действующую
средневековую правовую систему. Восточная ветвь, которая была оформлена в
пределах греко-православной церкви, не имела такого мощного авторитета как
каноническое право на Западе, хотя действовала в Византии, а также во многих
странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
Источники «старого права» (канонического) восходят к
литературе раннего христианства (Послание к римлянам, Деяния Святых Апостолов и
др.). После эдикта императора Константина о вольном исповедании христианства,
который был принят в триста тринадцатом году нормы церковного права стали
закрепляться в императорских указах и законах, а также в писаниях отцов церкви
и различных постановлениях вселенских и региональных соборов, где
устанавливались основные догматы христианства и правила церковной жизни. Также
каноническое право развивалось и в решениях римских пап, которые позднее
получили названия декреталий и были сведены в особые сборники.
Каноническое право поддерживалось и разрабатывалось в
западноевропейском обществе могущественной церковью (римско-католической). Его
отличали универсальность, а также широта регулируемых им общественных норм
отношений. Право включало в себя вопросы как светской, так и духовной жизни и
было обязательным как для мирян, так и для клириков. Особый вес каноническому
праву придавала его традиционность, так как он уходил своими корнями в римскую
правовую культуру и греческую философию.
|