О проекте  /  ИГПЗС  /  Лекции по ИГПЗС  /  Государственный строй Древнего Рима

Государственный строй Древнего Рима

Учреждение государственной власти в республиканском Риме

После изгнания последнего рекса (Тарквиний) в пятьсот девятом году до нашей эры в Риме был установлен республиканский строй. В республиканский период организация власти была простой и отвечала некоторое время условиям, которые сложились в Риме ко времени формирования государства. В следующие пять веков были заметно увеличены размеры самого государства, однако эти геополитические изменения никак не отразились на структуре высших правящих государственных органов, которые находились в Риме и осуществляли централизованное управление всеми землями. Всё это существенно снижало эффективность управления. Кроме того, по мнению историков, именно по этим причинам и пол позже республиканский строй.

В Римской республике сочетались демократические и аристократические черты, которые обеспечивали привилегированное положение богатой рабовладельческой верхушки. Всё это отразилось во взаимоотношениях и полномочиях высших государственных органов. Таковыми в тот период являлись магистратуры, сенат, а также народные собрания. Последние из перечисленных являлись народными органами римской власти, однако они по факту совершенно не управляли государством. Магистраты и сенат были органами реальной управленческой власти нобилитета.

Народные собрания в Древнем Риме

Различали три вида народных собраний:

Куриатные – вводили формально в должности лиц, которые были избраны другими собраниями. Со временем они были заменены на собрания тридцати представителей курии.

Трибутные – избиравшие низших должностных лиц и рассматривающих жалобы на приговоры о штрафных взысканиях.

Центуриатные – им отводилась главная роль. Они отвечали за принятие законов, а также избрание высших должностных лиц. Кроме того, этими собраниями заключалось объявление военных действий и приговоров смертной казни.

Важнейшая роль отводилась сенату. Формально он был совещательным органом, однако компетенция его была довольно обширной. Одной из важных его функций был контроль законодательной деятельности центуриатных собраний.

Власть магистратов делилась на общую и высшую. Высшая, она же военная, заключала мир, имела право созывать сенат и народные собрания, а также издавать приказы и имела право суда.

Общая имела право налагать штрафы за невыполнение ею отданных распоряжений. Всю систему магистратур возглавляли два консула.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free