О проекте  /  Европейское право  /  Суд Европейских сообществ: место в системе органов Европейского Союза, юрисдикция, состав и порядок формирования. Правовой статус судей и юридических советников.

Суд Европейских сообществ: место в системе органов Европейского Союза, юрисдикция, состав и порядок формирования. Правовой статус судей и юридических советников.

Суд Европейских сообществ: место в системе органов Европейского Союза, юрисдикция, состав и порядок формирования. Правовой статус судей и юридических советников.

Наднациональные органы правосудия фактически вырабатывают юридические новые нормы и осуществляют судебную власть – это является прецедентным правом ЕС. При этом органы правосудия Союза являются единой судебной системой, которая складывается из несколько частей, которые связаны между собой иерархическими отношениями:

· единственное высшее звено судебной системы – СЕС (Суд Европейских сообществ), который работает с 1952 года с момента вступления в силу Договора о ЕОУС;

· другим звеном является созданный в 1989 году Трибунал первой инстанции;

· Ниццким договором было предусмотрено формирование ещё одного органа судебной системы, включающего в себя суды определённой юрисдикции – судебные палаты, которые рассматривают специальные категории правовых споров. При этом, количество таких судов не ограничивается.

Большинство решений судебных палат могут быть обжалованы в так называемом кассационном порядке в Трибунале, а решения самого Трибунала в СЕС. Решения последнего из перечисленных обязательны для выполнения всеми гражданами, институтами и странами ЕС. Обжалованию, а также опротестованию в иные инстанции решения СЕС не подлежат.

В пределах собственной юрисдикции Суд рассматривает дела первой инстанции в порядке кассации дела, которые разрешены Трибуналом первой инстанции. Заседает суд в Люксембурге.

Основными источниками закрепляющими статус СЕС являются: Процессуальный регламент от 1991 года; Статут СЕС от 2001 года; Статус Суда Евратома; Статут Суда от 1957 года; Договор о ЕС.

Состав Суда формируется из двух отдельных категорий членов: генеральных адвокатов и судей. Первые имеют собственный определённый круг задач: содействовать Суду в разрешении дел, проводя при этом независимое собственное расследование обстоятельств рассматриваемого дела, предоставляя собственные выводы в заключительной части судебного заседания. В другом и генеральные адвокаты и судьи обладают фактически общим личным статусом, составляя единый корпус Европейского суда. В состав суда входит двадцать пять судей, а также восемь генеральных адвокатов. Однако данного количества недостаточно, так как количество рассматриваемых дел исчисляется сотнями, а на каждое из них обязан быть назначен один генеральный адвокат. По этой причине Договор о ЕС допускает фактическую возможность увеличения количества генеральных адвокатов. Данное решение обязан принять Совет ЕС по решению суда. Формально такое заключение адвоката вовсе не обязательно для Суда. В собственном заключении генеральный адвокат детально рассматривает все имеющие значение обстоятельства дела, даже подробнее, чем в самом решении. Ниццкий договор, а также Статут 2001 года ввели пункт о том, что в ситуации, если рассматриваемое дело не поднимает новых правовых вопросов, то Суд может рассматривать дело без участия генерального адвоката.

Генеральные адвокаты и судьи выбираются из лиц, чья самостоятельность в суждениях не имеет сомнений. Кроме того, такие лица обязаны обладать квалификацией, которая необходима для назначения на высшие должности (судейские) в своём государстве или же являться юрисконсультами, общепризнанной компетенции.

Каждая страна-член имеет в Суде собственного судью-гражданина, согласно Договору о ЕС. Данный судейский корпус создаётся путём так называемой «кооптации», правительством каждой страны одного из граждан, который имеет соответствующую квалификацию. При этом, получение общего одобрения скорее формальность. По этой причине определённое решение принимается обычно в ходе заседания COREPER. Что же касается корпуса адвокатов (генеральных), то ранее они назначались из граждан пяти самых крупных стран-членов. Однако после вступления в Союз в 1995 году новых больших государств решили закрепить за ФРГ, Францией, Италией, Испанией и Великобританией по одному постоянному генеральному адвокату, а другие три вакансии по очереди предоставлять иным странам ЕС в алфавитном порядке.

Устав Суда ЕС фактически устанавливает такие главные гарантии независимости:

· Судейский иммунитет (и от уголовного преследования);

· Несовместимость должностей является запретом занятия любых административных или политических должностей или же иметь другое место работы с оплатой или без неё.

· Несменяемость судей, а также генеральных адвокатов. Полное отстранение от занимаемой должности по единогласному решению Суда.

Фактический срок полномочий Европейского суда – шесть лет, однако из-за повторного назначения некоторые его члены остаются на должностях более десяти лет (и даже двадцати). При этом, такие лица работали в Суде в роли адвокатов, а потом, получив квалификацию и опыт получили назначение на должность судьи. Состав Суда обновляется каждых три года и носит частичный характер.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free