/ / Правовой статус Европейского совета.
Правовой статус Европейского совета.
Правовой статус
Европейского совета.
Европейским советом называется орган ЕС, не являющийся при
этом институтом Союза и Сообществ.
В состав Евросовета входит Председатель, а также
руководители стран-членов. Таким образом, сейчас там находится двадцать шесть
членов. Согласно существующему Договору о ЕС Европейский совет определяет общие
политические ориентиры Союзу, а также даёт необходимых принудительный толчок
для его развития. При этом Европейский совет созывает глав стран и стран-членов
вместе с Председателем Комиссии. Всех их обязаны сопровождать в роли помощников
министры иностранных дел их же стран-членов, а также одно лицо из Комиссии.
Данный совет собирается обычно дважды в год под председательством правительства
государства-члена или главы государства-члена, который председательствует в
Совете. При этом Европейский совет обязан предоставить Европарламенту
собственный доклад о каждом собственном заседании и письменный ежегодный доклад
о прогрессе, который был достигнут Союзом.
С самого начала сессии (заседания) Европейского совета
должны были созываться не менее трёх раз в год, но Единым европейским актом
данное количество было урезано до двух. Иных положений о фактическом порядке
работы данного совета Договор не содержит. Такой порядок определяется
неформальными договорённости, которые были достигнуты в 1970-е годы. Они были
закреплены Лондонской декларацией 1977 года. Кроме того, большую роль здесь
также играют обыкновения и обычаи. К примеру, изначально заседания Евросовета
проходили на территории страны-члена, которая в это полугодие являлась
Председателем в Совете ЕС. На основании определённой декларации к так
называемому Ниццкому договору минимум один раз в год этот орган начал заседать
в Брюсселе, а затем, после вступления в ЕС новых стран-членов, в столице
Бельгии, которая является неофициальной столицей ЕС.
Сессия Европейского совета обычно не длятся дольше двух
дней, но за это время в её рамках проходят неформальные встречи стран, а также
два пленарных заседания в полном составе. С 1988 года в начале сессии начал
выступать с речью Председатель Европарламента (обычно в начале данной сессии).
Сессия рассматриваемого Европейского совета завершается
пресс-конференцией, которая проводится вместе с председателями Комиссии и
Совета. На данной конференции общественности сообщаются принятые советом
решения, которые он принимает на основе консенсуса участвующих правителей
стран-членов Комиссии. Основной задачей Европейского совета является
обеспечение Союзу необходимого импульса (толчка) для дальнейшего развития
политических задач и ориентиров.
Фактически не являясь институтом Сообществ, рассматриваемый
Совет не имеет полномочий приёма юридически обязательных решений (к примеру,
правовых актов). Обязательной юридической силы для государств-членов и органов
Союза они не имеют, но носят лишь характер рекомендаций, которые не всегда
выполняются.
Выводы, которые делаются Европейским советом по завершении
сессии обязаны оформляться в декларациях и заключениях, которые посвящены
насущным проблемам внутренней ситуации, сложившейся в Союзе, а также различным
вопросам международных отношений. По ходу заседания Европейского совета кроме
этого решаются вопросы о фактическом назначении высших должностных лиц ЕС,
которые обязаны утверждаться единогласно правительствами государств-членов, а
также о так называемой реформе учредительных Союзных договоров (в данных
случаях решение оформляется не в качестве акта Европейского совета, но как
совместное решение стран-членов или же завершающий акт межправительственной
конференции).
При этом Европейский совет предоставляет Европарламенту по
итогам каждого заседания письменный отчёт о фактическом прогрессе, который
достигается Союзом.
|