/ / Компетенция Европейского Союза. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и его государствами-членами.
Компетенция Европейского Союза. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и его государствами-членами.
Компетенция
Европейского Союза. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и его
государствами-членами.
Компетенция Европейского Союза, впрочем, как и компетенция
иной организации, должностного лица или органа обычно представляет собой
единство полномочий и предметов ведения. Последними из перечисленных выше
являются некоторые вопросы и сферы общественной жизни по которым Европейский
Союз имеет право принимать решения. Полномочия же являются обязанности и права
Союза в подведомственным ему определённых сферах общественной жизни.
Компетенция считается важнейшей характеристикой правового статуса Европейского Союза
в качестве наднациональной интеграционной организации. Именно в фактических
рамках компетенции ЕС, а также его институты издают различные акты по так
называемым вопросам функционирования общего рынка (внутреннего) ЕС, валютного и
экономического союза, включая вместе с тем единую валюту, а также создание
пространства свободы, правосудия и безопасности, а также иных аспектов внешней
и внутренней политики.
По сути, компетенция Европейского Союза – властная (так
называемая компетенция публичной власти), ведь она включает в себя различные
полномочия на издание различных актов индивидуального и нормативного характера,
которые обладают обязательной юридической силой на всей территории ЕС.
Осуществляемые Европейским Союзом прерогативы появились
из-за добровольного позволения государств-членов уступить собственными
суверенными правами в различных областях. По собственному происхождению данная
компетенция ЕС – делегированная и производная, так как она получена от
государств-членов.
По данному признаку, возведённому Лиссабонским договором в
разряд принципа «наделения компетенцией» исходит следующее: за
государствами-членами должна сохраняться так называемая остаточная компетенция,
то есть все полномочия принятия решений по вопросам, которые не относятся к
компетенции самого Европейского Союза. При этом, учреждения, органы и институты
ЕС имеют право действовать лишь тогда, когда описанная компетенция
предусматривалась ранее в учредительных документах.
Такие учредительные документы Союза содержат
«лазейки-статьи», которые позволяют европейским институтам издавать различные
обязательные акты по тем вопросам, что не
были прямо отнесены к ведению Европейского Союза, однако являются
важными для нормальной работы единого рынка ЕС или для расширения его
интеграционных целей.
|