О проекте  /  Экологические право  /  Экологическое право - краткие лекции  /  Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Сложность состоит в том, что отсутствует законодательный термин «экологическая информация». В международном праве этот термин разработан, закон СНГ от 26.12.1996 «О свободе доступа к экологической информации»: РФ обязалась дать определение экологической информации к 2000 г, но не выполнила этого обязательства.

Конвенция ООН 1998, Европейское законодательство о доступе к информации об охране ОС.

ФЗ от 27.07.2006 «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ».

Данный ФЗ вводит базовые понятия:

информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

Но для нас будет иметь значения характер этих сведений и форма их предоставления.

Ни один НПА не даёт понятия информации о состоянии ОС. Ввиду этого пробела было принято несколько судебных решений (например, дело Никитина).

В теории высказываются точки зрения на определение об Информации об ОС:

Это информация о состоянии компонентов ОС и сведения о деятельности, влияющей или той, которая может повлиять на природные компоненты.

Ерофеев: сведения о состоянии воды, воздуха, фауны или флоры, о деятельности и мероприятиях, которые могут помочь или повредить состоянию компонентов ОС.

Требования к информации о состоянии окружающей среды:

1. Формализованность.

4 формы предоставления информации: 1) письменная форма (ответ на запрос, информация от СМИ); 2) устная форма (не очень подходит, потому что ссылаться на устную форму не всегда возможно для ЮЗД); 3) копии документов (но они должны быть надлежащим образом заверены); 4) информация, предоставляемая на электронных носителях (использование такого вида информации для ЮЗД также нежелательно, но существует такое понятие как Официальный сайт, к ним есть доверие).

2. Достоверность.

Должностное лицо, предоставляя ту или иную информацию, несёт ответственность за её недостоверность. В основу принципа положено безусловное уважение к государственной службе. Информация из СМИ: тот же принцип, официальные СМИ получают информацию от соответствующих должностных лиц, поэтому несут ответственность за её достоверность

3. Полнота информации.

4. Доступность.

Право на доступность – корреспондирующее право. Обязанность: правительство предоставляет ежегодно в форме доклада; каждый субъект РФ раз в погода обязан информировать население о состоянии окружающей среды (раньше в СПб – каждые полгода, сейчас – каждую неделю; в атм. воздух 50-55 тыс. тонн загрязняющих веществ); орган местного самоуправления: обязан информировать каждые три месяца. Некоторые государственные уполномоченные органы с определенной периодичностью публикуют доклады о состоянии окружающей среды или о своей деятельности в этом направлении. В задачу СМИ также входит освещение вопросов, связанных с состоянием окружающей среды.

5. Бесплатность информации.

6. Своевременность.

Бывают ситуации, кода информация должна быть предоставлена незамедлительно: техногенные, природные чрезвычайные ситуации. Законодатель не разработал понятия незамедлительности (пока это пределы 24 часов). По запросам граждан своевременность находится под действием положений о государственной службе. Срок установлен в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Для граждан установлен срок: 30 календарных дней. Есть ещё и подзаконная база по регулированию этого вопроса. Существует также Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и её загрязнении от.21.12.1999. На территории СПб сейчас формируется экологический паспорт СПб. Информация о состоянии экологической среды: ограниченная или общедоступная? Ограничения предусмотрены в связи с включением такой информации в состав государственной тайны. Нужно обратиться к соответствующему ФЗ от 21.07.1993:

- само определение государственной тайны. Распространения этих сведений может привести к нарушению безопасности государства.

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

  1. о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
  2. о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

Указ от 11.02.2006 «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне»

Закон уделяет достаточно большое внимание коммерческой тайне: ст. 139 ГК (?), ФЗ от 29.07.2004 «О коммерческой тайне». Есть информация, которая представляет собой определённую ценность для распространителя товаров и услуг. Принцип: относятся сведения о материалах, рецептуре. Сведения об отходах, о загрязнении – не могут быть засекречены под видом коммерческой тайны. Этот принцип отражён в ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне».

Служебная тайна: ст. 139 ГК. –сведения, которые становятся известны лицу во время исполнения обязанностей.

Персональные данные. ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»: данные о состоянии здоровья является личными данными, можно засекретить

Банковская тайна.

Тайна исповеди.

Сведения о состоянии ОС не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах.

Информацию мы можем также получить, обратившись к кадастрам и реестрам: Водный реестр (расположение, характеристика), государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free