/ / / Понятие и виды экологического контроля
Понятие и виды экологического контроля
Понятие экологического контроля
Любая из существующих форм контроля утрачивает свою
популярность. Государство пытается уйти от активного вмешательства в сфере
деятельности физических и юридических лиц. Однако полностью отказать от такого
контроля нельзя.
Ст. 64-69 «Об охране окружающей среды».
Экологический контроль - система мер, направленная на
предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области
охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области
охраны окружающей среды.
Ст. 64 Контроль в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной
власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в
области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов
и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также
обеспечения экологической безопасности.
Виды экологического контроля:
Государственный – самый эффективный, сложный важный. Ст. 65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ
субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют
более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов
должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют.
Ст. 66: вводится такая должностная единица как государственный инспектор в
области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях
проверки любые объекты всех форм собственности;
знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение
нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу
очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе
предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного
к административной ответственности. Гораздо более подробно статус такого
инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля».
Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся
на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и
внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверки проверяемый должен быть минимум за 2
недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно
подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда
может присутствовать при проверке.
При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать
известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он
обязан сохранять в тайне эти сведение.
Есть противоречия: Закон Об охране ОС не предусматривает
муниципального экологического контроля, 131-ФЗ тоже не предусматривает таких
полномочий. Муниципальный контроль не является экологическим в соответствии с
положениями существующего законодательства.
Производственный (ст. 67). Кроме того, существуют два
специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба –
экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит –
индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если
экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать
об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться
к государственному экологическому инспектору. Производственный контроль
динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и
специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно
является содержанием понятия экологический менеджмент.
Общественный экологический контроль (ст. 68). Реализуется
самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны
окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной
позиции гражданина.
Принцип многообразия форм экологического контроля создан,
чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны
окружающей среды.
Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше
был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом
введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта
– информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей
среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации
общественного экологического контроля.
|