О проекте  /  Экологические право  /  Экологическое право - краткие лекции  /  Нормирование и стандартизация (экологическое право)

Нормирование и стандартизация (экологическое право)

Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды

В природоохранном законодательстве существуют технические нормы, но роль этих норм достаточно велика. Они включаются в НПА и выполняют большую правовую, политическую и организационную нагрузку.

Очень много внимания уделяется аспектам нормирования и в отраслевом природоохранном законодательстве

Нормирование определяется как деятельность уполномоченных государственных органов по установлению экологических нормативов.

Мы должны учитывать международную практику и обязательства, устанавливая нормы и стандарты.

Соблюдение нормативов является критерием соблюдения права человека на благоприятную ОС.

Нормирование как таковое является критерием оценки комплексной правомерности поведения субъекта хозяйственной деятельности.

Виды нормативов по закону об охране ОС:

Нормативы качества ОС (ст. 21).

Самые важные нормативы, которые определяют состояние ОС в целом, состояние отдельных компонентов ОС. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Все эти нормативы обычно устанавливаются в форме так называемых ПДК (предельно допустимые концентрации вред веществ) и ПДУ (предельно допустимые уровни вредных воздействий).

Нормативы качества ОС едины, они разрабатываются для всей территории РФ. Одновременно допускается установления более строгих нормативов для зон, представляющих социальную ценность (в настоящее время такие территории является особо охраняемые природные территории). Ст. 6 – субъекты тоже могут устанавливать, но они должны быть более строгими, чем нормативы, установленные на уровне федерации. На сегодняшний день в основном действуют федеральные нормативы.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду.

Эти нормативы предельно индивидуализированны, разрабатываются для каждого источника вредного воздействия на ОС.

Нормативы качества ОС – основополагающие, фундаментальные. Нормативы качества базируются на этих нормативах, уточняют их.

В отношении требований применяется Постановление Правительства 1992 № 545.

Нормативы предельно допустимого воздействия разрабатываются по инициативе и за счёт субъекта хозяйственной деятельности. Должны учитываться выводы ГЭЭ. Обычно за разработкой таких нормативов субъект обращается в специально уполномоченный орган. Проект норматива утверждается этим органов. В качестве такого органа чаще всего выступает Министерство природных ресурсов и экологии.

Есть ряд проблем в реализации. Например, проблема загрязнения атмосферного воздуха транспортными следствиями. Этот вопрос никакому нормированию не подвергся. Была предпринята попытка внести требования о выбросах в технический регламент (все автомобили должны делиться на 5 экологических классов), но попытка не была реализована.

Лимиты на выбросы и сбросы предприятий со старым оборудованием: расширяют нормы для определённых предприятий. Это позволяет обеспечить экономическую составляющую, т.к. предприятия будет платить за лимиты больше, чем за нормативы.


Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free