О проекте  /  Экологические право  /  Экологическое право - краткие лекции  /  Источники экологического права

Источники экологического права

Источники экологического права – обязательные для применения те НПА, которые приняты надлежащими государственными уполномоченными на то органами в установленном порядке.

Т.к. экологического кодекса нет,то источники можно рассматривать в широком и узком толковании.

В широком толковании –рассматриваем не только специализированные НА, но и то законодательство, которое как-то затрагивает природопользование и охрану ОС. Включаем почти все. Напр, УК, АПК, ГК (гл.17). Т.к. это физически невозможно, то надо рассматривать в узком понимании.

Узкое понимание – специализированные НА, которые непосредственно созданы для отношений в области природопользования и охраны ОС.

1. Конституция РФ: приоритетным значением обладают международные договоры, а также основные принципы международного права. Российское ЭП во многом зависит от МП.

Принципы МП, влияющие на ЭП:

Принцип суверенного права государства на использование своих природных ресурсов.

Распределение природных ресурсов не однородно. Если международное сообщество будет вмешиваться, то будет повод для конфликтов.

Принцип уважения прав и свобод человека в контексте экологических прав.

Сложный принцип, т.к. экологические права и свободы новое понятие для РФ.

Принцип международного сотрудничества и т.д.

Международные договоры, заключенные с РФ.

Начиная 1972 г ООН раз в 10 лет проводит крупные международные конференции по вопросам ЭП и по их результатам создаются новые принципы и документы. Эти все декларации носят рекомендательный характер.

В 1972 принята первая международная декларация по охране ОС (стокгольмская). В этой декларации впервые закреплено право человека на благоприятную ОС, принцип суверенного права государства на использование своих природных ресурсов.

В 1982 конференция – принята Всемирная хартия природы. Качественно дублировала выводы декларации 1972 года. Но были разработаны более четкие формулировки. Состоит из 28 статей (принципов).

В 1992 году конференция. Принято несколько важных документов. Именно эта конференция стала важнейшей для развития современного ЭП. Были приняты:

Декларация «По охране ОС и устойчивому развитию». В ней впервые прозвучал принцип устойчивого развития как план законодательного экологического развития всех стран участниц ООН. Очень сложна реализация этого плана. Устойчивое развитие (УР) – очень сложное понятие. УС предусматривает политическое, экономическое и социальное развитие личности и общества в условиях благоприятной ОС. В РФ она реализуется.

Принят Повестка дня 21 век. 4 части, одна из которых касалась охраны ОС.

Принята конвенция «По охране климата». Является основополагающей. Вводит понятие климата, климатической системы, устанавливает правила, которые должны быть разработаны в каждом государстве по охране климата. Далее к ней подписано несколько протоколов. Напр, Киотский.

Приняты Лесные принципы. В результате этого произошел скачок цен на лесную продукцию, т.к. в ней было заложено изменение тарифов и таможенных платежей на лесную продукцию.

В 2002 году также конференция в Юганенсбурге. Разработаны юганенсбургсикие принципы. Качественно уступают ранее принятым документам. Никаких новых положений не содержат.

Также, напр, конвенция об эк многообразии.

Кроме этого РФ подписывает много двусторонних международных договоров. Все они носят обязательный характер. Напр, конвенция «Об Охране Балтийского моря», хотя там более двух участников. Участниками этой конвенции являются все прибрежные государства, заинтересованные в охране Балтийского моря. Есть раздел по безопасности судоходства, по качеству воды. В результате РФ построило очистительные сооружения.

Также много договоров с бывшими союзными республиками.

2. Конституция РФ – основоположный документ, регулирующий все важные вопросы.

Ст.9 КРФ: земля и др. природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов.

Т.е. в ст.9 законодатель объявляет о национальном суверенитете ресурсов, находящихся на территории РФ. Природные ресурсы рассматриваются как основа для благосостояния не только государства, но и населения.

Ст.36 КРФ: 1.устанавливается многообразие форм собственности на природные ресурсы. Те. Применение ст. 36 практически осложнено, т.к. многие ПС находятся в государственной собственности. Понимание права собственности воспринимается сложно, т.к. не очень высокий уровень юридической грамотности. Существуют ограничения права частной собственности на ПС.

В 1993 г. когда КРФ только вводила этот принцип, законодатель не до конца понимал как будет реализовываться право частной собственности на ПС.

Ст.42 КРФ: впервые провозглашены экологические права гражданина. Это сильный прорыв.

• Граждане РФ имеют право на благоприятную ОС. Восприятие этого права в 1993 году только формировалось. Основное экологическое право

• Право на достоверную информацию о ее состоянии. Реализация этого права происходит довольно сложно, т.к. не разработан до конца законодательный механизм.

• Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Ст.58 КРФ: Граждане РФ должны бережно относиться к природным богатствам. Обязанность охранять природу и ОС. Эта обязанность звучит достаточно абстрактно. По идее, КРФ и не должна расшифровывать, но при этом эта статься довольно сложно понимается.

Ст.71,72 КРФ: охрана ОС находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Некоторые вопросы переданы на усмотрение субъектов РФ.

3. Нормативные договоры. Т.е. договоры заключающиеся между РФ и ее субъектами. Сейчас этот источник не востребован. Но с 1994 по 1997 было заключено порядка 40 таких договоров. На сегодняшний день действует только 1 договор: между РФ и республикой Бурятия.

4. Федеральное законодательство

ФЗ от 10 января 2002 «Об охране ОС»

Достоинства:

В этом законе впервые разработан терминологический аппарат, дающий законодательное определение многим понятиям (естественная экологическая система, благоприятная ОС и т.д.)

Перечислены абсолютно все важные экологические институты

Недостатки:

Хоть и перечисляет все институты, но не дает их характеристики. Почти все нормы являются отсылочными.

Закон написан в декларативном характере. Поэтому он не выполняет роль кодекса. В нем много принципов, норм-целей и т.д.

ФЗ от 30 марта 1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан»

Содержит массу правовых механизмов возможности выживания человека в опасных условиях жизнедеятельности. Закон носит комплексный характер.

ФЗ от 1992 г «О безопасности» - этот закон не обязателен для прочтения. Был впервые введен термин «экологическая безопасность». Это стратегически важный закон. Начиная с 1992 года граждане имеют право на экологическую безопасность, а механизм реализации опять разбросан по разным НА.

ФЗ от 23 ноября 1995 г «Об экологической экспертизе»

Содержание этого закона очень изменилось с 1995 года. В нем законодатель пошел по пути упрощения норм.

ФЗ от 27 декабря 2002 г «О техническом регулировании»

Полностью изменил систему нормирования и стандартизации на территории РФ. Данный закон составлен хаотично. На практике система Гостов прекращена в 2004 году. Но в полном объеме новая система до сих пор не работает.

ФЗ от 24 июня 1998 г «Об отходах производства и потребления»

Проблемы утилизации, переработки отходов. Это большие проблемы. До 1998 г концепции обращения с отходами не существовало.

Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г

В пределах населенного пункта есть окружающая среда для нас важная. Также он вводит некоторые важные экологические понятия.

5. Отраслевые федеральные законы

ФЗ «О недрах» от 21 февраля 1992 г

Определяются понятия недр, недрапользования и т.д.

ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1994 г.

Было внесено наименьшее число поправок и изменений. В нем много декларативных норм. Не регулирует очень многие вопросы, связанные с основными видами – охоте и рыбалке. Поэтому существуют специальные законы

ФЗ от 4 мая 1999 г «Об охране атмосферного воздуха»

Существует понятие атмосферного воздуха, но не существует право собственности на него. Сам по себе закон написан сложно.

Земельный кодекс РФ от 21 ноября 2001 г. Но он больше уделяет внимание земле не как природным участкам, а как объекту имущественных отношений.

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г и Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. Эти кодексы вводят новые институты, договоры на лесопользование и водопользование, которые ранее не были в нашем законодательстве.

ФЗ от 14 марта 1995 г «Об особо охраняемых природных территориях».

Говорит о существовании природно-заповедного фонда и т.д. Довольно удачный ФЗ

6. Указы и распоряжения Президента РФ

Это то нормотворчество, которое затрагивает общие вопросы по формированию и реализации внутренней и внешней политики, в том числе и в сфере природопользования и охраны ОС. Таких распоряжений не много. Нам необходимо 2 из них.

Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г «Основные положения государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития»

В нем содержатся этапы, которые должны быть пройдены ОГВ, ЮЛ и ФЛ для перехода к концепции устойчивого развития и ее толковании.

Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию»

По содержанию более емкий. В нем содержится информация о тех природных комплексах, которые необходимы для устойчивого развития, а также об особых природных комплексах.

Так же не надо забывать об указах, формирующих органы исполнительной власти

7. Постановления и распоряжения Правительства РФ

Выполняют более практическую задачу, т.к. они направлены на обеспечение выполнения политики по охране ОС. Определяют конкретных лиц, выполняющих определенные мероприятия.

Вопросы:

• На их основании создаются федеральные агентства, министерства и службы

Напр, Федеральное агентство по недрапользованию

• На их основании создаются особо охраняемые территории

• На их основании происходит разработка нормативов качества ОС. Также вопросы нормирования и стандартизации

В отличие от НА Президента, здесь более или менее адресный характер.

8. Ведомственные нормативные акты

В данный момент существует несколько федеральных министерств, агентств и служб, которые занимаются нормотворчеством, касающимся ЭП.

9. Акты органов местного самоуправления

Органы МСУ не являются ОГВ, поэтому изданные ими НА не могут быть приравнены к вышеперечисленным актам. Но у органов МСУ также есть нормотворческая функция по определенным вопросам: вопросы благоустройства, озеленения и вывоза мусора, можно также отнести организацию субботников. Благоустройство относительно. Вывоз мусора – последнее время полномочия распределяются между ТСЖ.

10. Локальные нормативные акты. Дискуссионный источник. Бренчук говорит о том, что он может быть рассмотрен.

Те НА, которые издаются крупной организацией, обеспечивающей свободу предпринимательства, распределения прибыли и т.д. До недавнего времени говорилось, что они могут быть источником только трудового права.

Последние пару лет, говорится, что на территории РФ сформировались крупнейшие компании, осуществляющие регулирование в определенной сфере природопользования монопольно. Напр, ЛУКОЙЛ, Газпром. Многие теоретики не согласны с таким источником ЭП.

11. Технические акты.

Во-первых, это технические регламенты. До 2004 года их не существовало. После 2004 года после введения понятия «технический регламент» следует признать как самостоятельный источник.

Во-вторых, это всяческие нормативы и стандарты.

В соответствии со ст.71 и 72 КРФ: при изучении источников ЭП учитывается и региональное законодательство. В разных субъектах ЭП сформировано по-разному.

А) У каждого субъекта есть устав или конституция

В СПб нет альтернативного водохранилища по поставке питьевой воды. В Уставе СПБ ничего не говорится об охране ОС.

Б) Законы субъектов. Очень разнообразны.

Закон СПб от 29 мая 2003 г. «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства». В нем говорится о том, что на территории СПб осуществляется благоустройство. Существует Комитет по благоустройству СПб. Существует ответственность за нарушение благоустройства. Не разработано закона об охране ОС на территории СПб.

В) Распоряжения Главы субъекта. В СПб таких распоряжений нет.

Г) Нормотворчество Администрации, Исполнительной власти субъекта. Носят стратегический и политический характер

Д) Акты специальных комитетов. Напр, Комитет СПб по природопользованию и обеспечению экологической безопасности

12. Судебная практика.

Очень дискуссионный вопрос. Последнее время считается, что это равноправный источник.

Постановления Пленумов ВС и ВАС. Носят разъяснительный характер.

Постановление Пленума ВС 1998 г, Постановление ВАС 2002 г.

Вывод: необходимость написания экологического кодекса. Попытки иногда принимаются. Сложность в том, что ЭК должен включать много моментов, таких как единообразие форм договоров, распределение полномочий между ОГВ. Эта работа сейчас ведется. Президент проводит реформу, на которую отвели 3 года, после чего возможно создание ЭК.

Система источников довольно традиционно. Формируется с точки зрения иерархии. Она довольно прозрачна и понятна.

Интересное:

Работает на Amiro CMS - Free